А вот преподаватель биологии ярославской школы №81 Ида Ярославова постоянно обучает таких детей, потому что верит в них. И, несмотря на преклонный возраст, ради своих воспитанников до сих пор не уходит из школы.
Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»: Ида Николаевна, ваш стаж - более 50 лет, и вы до сих пор работаете. Что тянет вас в школу?
Ида Ярославова: В прошлом году хотела уйти, но директор попросила поработать: класс коррекции - очень сложный, а у меня с ними получается, они ко мне привыкли, слушаются. В следующем году это будет 9-й класс, надо их выпустить.
- Как отбирают в классы коррекции?
- Еще в начальной школе учителя замечают, что некоторые дети не справляются с программой. Обращаются в комиссию, где ребят обследуют врачи, и только после решения комиссии рекомендуют заниматься в классах выравнивания, как их называют, или коррекционных. Теперь во многих школах существуют классы коррекции. Раньше, лет 15 - 20 назад, такого не было. Думаю, это печальный итог растущей алкоголизации общества.
- То есть задержку психического развития имеют дети пьющих родителей?
- Не только. Причины могут быть разные, хотя алкоголизм родителей - основная. Например, какие-то заболевания, безнадзорность детей в семье, влияет и возраст родителей. У одного из моих учеников мозговая дисфункция, потому что он поздний ребенок - папе, когда мальчик родился, было 60 лет. А у некоторых детей задержка возникает на фоне двуязычия. Сейчас в Ярославль приезжает много людей с Кавказа или из Средней Азии. Родители лезгины или армяне, а живут среди русских и говорят на двух языках, поэтому у детей возникают трудности в усвоении материала.
- Эти ребята учатся по упрощенной программе? Не деградируют ли они в таком классе?
- Наоборот, выравниваются! Мы проходим ту же программу, что обычные школьники, но помедленнее, и ребята лучше ее усваивают. Классы небольшие, по 5 - 10 человек. Учителя каждому из них уделяют больше внимания, и так учиться легче.
- Способны ли ребята давать хорошие результаты?
- Они не могут делать каких-то глобальных обобщений, усваивают узкий объем информации, у них ослабленная память. Но это не тяжелые формы умственной отсталости, а всего лишь небольшие отклонения в развитии, его задержка. И если ребята учатся в таких классах, плюс с ними занимаются дома, то результат получается хороший! У меня, к примеру, занимался мальчик, который сейчас учится в сельскохозяйственной академии. Другая моя ученица закончила Демидовский университет, юрист и работает в банке. Еще один мальчик закончил политех, теперь у него своя строительная фирма. Большинство же ребят после школы, конечно, пошли в училища. Но когда они были в обычных классах, то оставались на второй, третий год. А теперь благодаря тому, что получают свидетельства об окончании 9 классов, имеют возможность учиться дальше и находить хорошую работу.
- Что, на ваш взгляд, нужно изменить в процессе обучения «сложных» ребят?
- Усвоение материала было бы лучше, если бы для них создали специальные учебники. Необходимо упростить и рабочие тетради, с помощью которых закрепляется изученный материал, - для таких учеников они сложны. Правда, есть одно «но»: тогда ребята не получат свидетельства, и им будет перекрыт путь в техникумы и вузы, то есть выше училища они уже не поднимутся. Ведь в свидетельствах не написано, что они закончили класс коррекции.
- Как вы ладите с такими детьми?
- С ними, конечно, терпение, терпение и только терпение. Разговаривать спокойно, тихо. Ребята должны видеть, что к ним хорошо относятся. Начинаешь хвалить - и они как-то лучше себя ведут. Стараюсь не ругаться, но иногда приходится. «Ну, хорошо, - говорю, - будет теперь серьезный разговор с твоим папой». И мальчишка сразу затихает. Или: «Ты хочешь, чтобы мама узнала о твоих проблемах?» Правда, на это ученик однажды мне ответил: «Нет, не хочу. Мама сказала: если узнает, что я что-то натворил, меня побьет».
- Тяжело с ними?
- Поскольку нужны нервы и огромное терпение, то, конечно, тяжело. Это, как я где-то прочитала, классы эмоционального выгорания учителя. Ребята часто отвлекаются, а нужно, чтобы они поняли материал, чтобы ответили. Один мальчик у меня, к примеру, находится на учете у психиатра, у него часто бывают срывы. То ляжет на стулья, то под парту залезет, ведет себя с большими отклонениями. Другой ученик сидел на уроке всегда с закрытыми глазами, вроде как спит. Но спросишь - он тут же все ответит. Потом мама перевела его в обычный класс. В классе коррекции он учился на «4» и «5», а там - на «3» и «4».
Однажды в мой класс перевели из 56-й школы очень проблемную девочку, которая сразу начала прогуливать уроки. Выяснилось, что ее мама – женщина легкого поведения, все воспитание осталось на бабушке. Сначала пожилая женщина справлялась, а потом внучка перестала ее слушать. Мы разговаривали с девочкой, пытались убедить, но безуспешно, она твердила: «Не хочу учиться!» Отправили на комиссию. Потом начала и из дому убегать, попалась на воровстве по мелочам. Сейчас ее поместили в социально-реабилитационный центр для малолетних преступников.
- Обычные дети, наверное, не хотят общаться с «коррекцией»?
- Конечно, с ними меньше общаются, но явно презрительного отношения нет. У меня был такой случай. На День науки у нас в школе ученики представляли собственные исследовательские работы. Мой ученик тоже должен был выступать. Когда его объявили, зал насмешливо зашумел: «О, коррекция!» Но мальчишка вышел, обстоятельно начал рассказывать, материал был интересный, и все затихли. У каждого такого «необычного» ребенка своя планида. Но если в них по-настоящему вкладываются как учителя, так и родители, они вырастают замечательными и интересными людьми.
Досье
Ида Ярославова родилась 26 апреля 1938 г. в Ярославле. Окончила естественно-географический факультет Ярославского педагогического института им. К. Д. Ушинского. Работает преподавателем биологии в ярославской школе №81 с ее основания и по сей день. Отличник народного просвещения РФ.
Смотрите также:
- Школьный психолог Юлия Баранова: «Уровень интеллекта детей падает» →
- Учитель должен удивлять. Сегодня, 1 сентября, День знаний →
- Обучение с увлечением →