Примерное время чтения: 6 минут
430

Школьный психолог Юлия Баранова: «Уровень интеллекта детей падает»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. Аргументы и Факты - Ярославль 07/11/2012
Фото: Дмитрий Шиманский

- Юлия Германовна, многие считают, что школьные психологи – люди, у которых мало работы, тем более серьёзной.

- Представьте себе человека, который слушает вас безоценочно, позволяя выражать свои эмоции, и принимает полностью, — это и есть психолог. Так трудная это работа или лёгкая? Я, например, прихожу на работу к 8 утра, ухожу вечером, если проходят родительские собрания, то и в 8 вечера. Моя работа – это не только консультации школьников и их родителей, но и всевозможные психологические исследования, коррекционно-развивающие занятия, уроки по профориентации. Про несерьёзность профессии – тоже заблуждение. Люди, которые приходят за помощью, думают, что мы волшебники, и ждут чуда. Словно мы три раза хлопнем, топнем - и проблема будет решена. Однако для того, чтобы в жизни что-то изменилось, необходимо много работать, стремиться к гармонии с собой и окружающими.

- Сколько специалистов вашего профиля должно быть в школе?

- Сейчас по нормативам на 300 детей приходится один психолог. Нашей школе повезло - у нас три психолога, и поэтому эффективность нашей психологической службы на высоком уровне. В других школах психолог один или половина. Уже давно идёт спор, должна ли вообще в школе быть ставка психолога. Например, в Самаре и Санкт-Петербурге созданы специализированные психологические центры. Их специалисты приходят в учебные заведения по заявкам. Я вижу в этой системе много минусов.

- Молодёжь охотно идёт работать психологом в школе?

- Нет, нам зарплату не поднимали, как учителям, уже давно. Многие молодые специалисты, проработав год, ищут более прибыльную работу. Школьный психолог — далеко не денежная профессия.

- Скажите, в чём различие школьных психологов и тех, кто работает в детских поликлиниках?

- Клинический психолог (так называется психолог в больнице) — это врач, у него медицинское образование. Школьный психолог работает со здоровыми людьми, если возникает подозрение на болезнь, мы рекомендуем обратиться к врачу-специалисту. Только он может ставить диагноз и выписывать медикаментозное лечение.

- Ребята сами приходят к вам на консультации?

- Младших школьников приводят учителя и родители. Старшие школьники - сами, причём о том, что они приходили за консультацией, не знают порой ни родители, ни учителя. Мне очень нравится работать с детьми. Они открыты жизни, в них много положительной энергетики. А сложнее всего с учителями, им сложно раскрыться.

- Вы могли бы составить психологический портрет ярославского школьника?

- Современные дети очень общительные. Благодаря Интернету у них есть друзья по переписке в разных уголках нашей страны и за рубежом. Ребята более мобильны, в них море энергии. Они мечтают найти работу за рубежом и не боятся поехать учиться далеко от дома. Им хочется везде успеть. Смотрите сайт об обучении, работе и путешествиях за рубежом, он заполнен предложениями. В то же время у них низкая мотивация и любознательность, нестабильная эмоциональная сфера. К сожалению, в редких случаях подросток умеет выстраивать цели и стремиться к ним. Многие плывут по течению. Ярко выражена материальная мотивация. Например, обладать дорогой машиной или высокой зарплатой, просто так, не утруждаясь.

- А если говорить об интеллекте?

- Я провожу исследования такого рода в 4, 7, 9, 11-х классах. Год от года уровень интеллекта снижается, и это не только в России. Мы можем винить в этом «клиповое мышление». С изобретением Интернета насыщенность информационной среды, окружающей человека, выросла на порядок. И человек должен был как-то на это реагировать. Один из способов такой адаптации – возникновение «клипового мышления». То есть хорошо воспринимаются смысловые блоки небольшого – два-три абзаца – объёма. Внешне это проявляется в том, что человек не может длительное время сосредоточиться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу. Поэтому для современного подростка осилить что-либо из классической литературы XIX-XX веков – уже сверхзадача. Другое дело — Интернет, это мышление оттуда. В нём дети заменяют реальную жизнь на виртуальную. Мальчишки и девчонки всегда мечтали о своём тайном мире, куда взрослым не было бы доступа. Теперь он у них есть. Это и хорошо, и плохо.

- Можно ли справиться с компьютерной зависимостью?

- Можно. Если ребёнок играет в компьютерные игры больше 3 часов или зависает в Интернете и социальных сетях, это говорит о формировании зависимости. Если более 5-6 часов в день — то зависимость, возможно, уже есть. Единственный способ избавления — осознание, что это неэффективно, настоящая жизнь заменена на фантом. Это должен признать сам ребёнок. Затем искать пути переключения: новое дело, увлечение, попробовать реализовать себя в жизни. В этом вопросе сам ребёнок не справится, нужно обратиться за помощью. Тянуть нельзя.

- За 15 лет работы в качестве школьного психолога у вас накопился немалый опыт. Почему решили принять участие в конкурсе «Педагог-психолог – 2012»?

- Вдохновили на участие в конкурсе мои коллеги. Они поддерживают меня и помогают. Спасибо им! Конкурс – прекрасная возможность профессионального и личностного роста, обучения, обмена опытом. А ещё и стресс. Кстати, баллы за прохождение туров нам не сообщают. Мне бы хотелось обратной связи и мнения  жюри и коллег. Но организаторы поддерживают интригу.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах