В последние годы в ярославских стационарах идёт сокращение больничных коек. Особенно пугает это явление в педиатрии.
Неужели наши дети перестали болеть и количество нуждающихся в стационарном лечении с каждым годом уменьшается? Об этом мы поговорили с врачом-педиатром Любовью Разборовой, которая долгое время работала заведующей гастроэнтерологическим отделением в детской больнице №1, печально известной своим закрытием из-за аварийности здания.
Этого недостаточно!
Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»: Любовь Алексеевна, ярославская детская больница №1, чьи отделения сегодня разбросаны по различным медицинским учреждениям, в скором времени должна переехать в другое здание. Ходят слухи, что переедут все отделения, кроме гастроэнтерологического, где лечили болезни желудочно-кишечного тракта.
Общеизвестно, что именно многопрофильный стационар обеспечивает доступность, этапность, преемственность, непрерывность оказания качественной медицинской помощи в рамках программ государственных гарантий бесплатной медицинской помощи детям, особенно сельских районов.
Детское гастроэнтерологическое отделение имеет большую историю: в прошлом году ему исполнилось 36 лет, и оно имело уникальные методики обследования, там получали лечение до 1000 детей в год. Образовалось оно в 1981 году на базе детской клинической больницы имени 8 Марта, которая была в своё время на Волжской набережной. К 90-м годам там было 80 гастроэнтерологических коек - 50 круглосуточного стационара и 30 – дневного. Отделение занимало два этажа для детей раннего возраста и старших детей.
В 2006 году, когда было принято решение закрыть больницу, наше отделение перевели в 1-ю клиническую. Но перевели уже по сокращённому варианту: осталось 60 коек - 50 круглосуточных и 10 дневного стационара.
И в дальнейшем эти койки продолжали сокращать. В 2015 году осталось только 18 коек дневного стационара.
На сегодняшний день, после закрытия здания ДКБ 1 на ремонт, гастроэнтерологическое отделение не функционирует, оборудование простаивает. Сокращены ставки гастроэнтерологов, медицинских сестёр, санитарок, а сотрудники были переведены в поликлиники.
- Достаточно ли для лечения детей только дневного стационара?
- Оказание стационарной медицинской помощи детям с заболеваниями органов пищеварения предусматривает как круглосуточный, так и дневной стационар больным, не требующим круглосуточного медицинского наблюдения. Но только одного дневного стационара для детей с данной патологией однозначно будет недостаточно.
Специализированная служба загублена. Некоторые обследования детей были из уникальных, такие сегодня не проводятся ни в одном из стационаров области. У нас было всё необходимое оборудование, необходимое по федеральным стандартам, и мы могли провести полное обследование. К примеру, зондирование: РН - метрия, суточная РН–метрия - достижение нашего гастроэнтерологического отделения, гордились мы и методикой дуоденального зондирования, ни в одном городе областного значения оно дееям не проводится. К нам приезжали лечиться дети из Тутаева, Рыбинска, Ростова, других городов Ярославской области, до 20 % поступало таких детей из области.
Оказывали не только диагностическую помощь, но и лечебную. Скажем, первую стадию желчнокаменной болезни, то есть осадок в желчном пузыре, можно вылечить одним дуоденальным зондированием, вместо того чтобы годами пить лекарства.
Наше отделение организовывало свою работу в тесном содружестве с сотрудниками педиатрических кафедр ЯГМУ, что способствовало внедрению новых методов диагностики, лечения. В условиях отделения проводилась подготовка студентов педиатрического факультета ЯГМУ, повышение квалификации врачей-педиатров, детских районных, городских гастроэнтерологов.Все детские гастроэнтерологи, которые работают в городе и области обучались первоначально на базе нашего гастроэнтерологического отделения.
Правильный диагноз
- Какие в вашей практике были сложные случаи, когда вопрос вставал между жизнью и смертью ребёнка?
- Я вспоминаю несколько из них. Однажды к нам поступил полуторагодовалый малыш, который постоянно чесался, испытывал нестерпимый зуд. Мы обследовали ребёнка, и оказалось, что у него врождённый фиброз печени, который осложнился печёночной недостаточностью. Единственное спасение было – подсадить от родственного донора печень. Нам пришлось срочно отправить ребёнка на госпитализацию в Москву, где и была проведена операция подсадки, ребёнок поправился. А мог быть и неблагоприятный исход: малыш мог погибнуть, если вовремя не поставили бы правильный диагноз.
Часто к нам попадали истощённые девочки с анорексией. Это были очень сложные клинические ситуации, требующие как полного гастроэнтерологического обследования и лечения, так и привлечения многих других врачей-специалистов, т.к. гастропатология тут является вторичным фактором, осложнением изнуряющих диет.
Многие родители удивляются, когда пульмонологи направляют к нам, гастроэнтерологам, детей с хроническим кашлем и бронхиальной астмой. А дело в том, что сейчас на первое место выступает такое заболевание пищевода, как гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь, когда идут забросы кислого содержимого из желудка в пищевод, в результате возникает воспаление в пищеводе и, рефлекторно, возникает кашель. И мы можем диагностировать это заболевание. Разбираемся и назначаем правильное лечение, и кашель исчезает, улучшается течение как основного так и сопутствующего заболевания.
- А в областной детской больнице можно обследовать желудок или кишечник?
- Дети, которые лишились нашего отделения, сейчас направляются именно туда. Но тех круглосуточных гастроэнтерологических коек, которые остались на базе областной детской больницы, не хватает, чтобы обследовать гастропатологию детей всего города и области (за прошедший год там пролечено около 200 чел.), в результате образуется очередь до двух месяцев! И если у ребёнка сегодня заболел живот, то он в стационар, естественно, сразу не попадёт, в лучшем случае будет лечиться амбулаторно.
- Что же в таком случае предпринимают?
- Сейчас стало больше родителей, которые обращаются в платные медицинские центры. Но в этих центрах не проводят полного обследования: кроме анализов, УЗИ, эндоскопии больше ничего не сделать, и то эндоскопию можно провести только с 6-летнего возраста, т.к. до 6 лет нужен наркоз, а в платных мед.центрах нет реаниматологов- анестезиологов и соответствующего оборудования.Только в одном из мед. центров можно сделать РН - метрию и суточную РН- метрию старшим детям.
Считаю, что городу надо минимум 20 детских коек круглосуточных и 20 – дневного стационара именно гастроэнтерологического профиля.
Необследованные
- Если говорить о причинах заболеваний ярославских детей, то какая тема самая актуальная на сегодня?
- Экология у нас оставляет желать лучшего. Распространенность гастроэнтерологических заболеваний у детей составляет от 80 до 120 случаев на 1000 детского населения, в экологически неблагоприятных районах, к коим относится Ярославская область, этот показатель достигает 760 на 1000 детского населения. То есть в каждой сотне человек – болеет более 70! Согласно данным научных исследований за последние 10 лет, растет заболеваемость язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки у детей. Увеличивается распространенность болезней печени, желчевыводящих путей и поджелудочной железы. На сегодняшний день много выявляют детей с сахарным диабетом, а ведь одной из его причин является патология поджелудочной железы. Во многих семьях детям родители не могут обеспечить соответствующую их возрасту и заболеванию диету, а это важно в лечении.
- В каких случаях необходима госпитализация ребёнку?
- Стационарная помощь нужна, прежде всего, детям до 5-6-летнего возраста, которым обследование нужно проводить в условиях наличия анестезиолога-реаниматолога. В городе таким детям обследование не проводится даже в платных клиниках, потому что это ответственно и небезопасно.
Кроме того, госпитализация нужна детям, которым обследуют кишечник, это тоже делают под наркозом. А таких заболеваний в Ярославле и области всё больше. Детям с гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью суточная РН - метрия должна проводиться в условиях стационара.
Плюс тем ребятам, которые находятся в неблагоприятных социальных условиях. К примеру, из семей, где ребёнка воспитывает одна мама. Ей отправить сына или дочь даже в дневной стационар бывает сложно – провожать надо каждый день, а она работает, не говоря уже о том, что и обеспечить своевременный приём лекарств и диету тоже сложно в такой семье. Дети из школ-интернатов - их тоже некому возить в дневной стационар, они могли бы лечиться в стационаре круглосуточного пребывания. А подростки, которым служить Отечеству, их тоже обследуют в детстве, детский врач на сегодня наблюдает и лечит детей и подростков до 18 лет.
- Какие прогнозы могут быть, если дети остаются необследованными?
- Официально, на бумаге, любая заболеваемость начнёт уменьшаться, если диагностики не будет, что согласно данным Росстата по гастроэнтерологической заболеваемости у детей Ярославской области и происходит. В реальности же начнётся осложнённое течение болезней: гастродуодениты, воспаление пищевода, кишечника осложняются эрозиями и язвами, растет риск кровотечений и т.д., а в дальнейшем, у взрослых онкологией желудка и пищевода. Имеются данные статистики о том, что увеличивается заболеваемость злокачественными новообразованиями органов пищеварения (по ряду отдельных локализаций до 30%). Если у нас сейчас единичные случаи онкологии у подростков, то в дальнейшем их количество возрастёт, потому что онкология у взрослых – родом из детства, я всегда это говорю. Вовремя не диагностированная и не пролеченная гастропатология в детстве ведёт к онкологии желудка, пищевода, кишечника, поджелудочной железы, печени в среднем к 40 годам.
- А как обстоят дела с этой проблемой в соседних областях?
- Такой ситуации, какая сегодня сложилась с детской гастроэнтерологией в Ярославле и регионе, нет в других городах областного подчинения. Иваново, Кострома, города меньшие, чем мы, имеют детскую гастроэнтерологическую службу, а наш большой город – нет.
Мы должны в Десятилетие детства, объявленное Президентом России Владимиром Путиным, обеспечить детей и подростков Ярославля качественной медпомощью.
Я беспокоюсь не о себе, а о детях. И очень надеюсь вместе с моими коллегами, педиатрами, детскими гастроэнтерологами, что в новых условиях размещения ДКБ№1 мы сохраним и преумножим традиции гастроэнтерологического отделения, а наши дети в ближайшее время получат всю необходимую помощь и заботу.
Смотрите также:
- Прикипела душой к малышам. О любимой профессии рассказывает врач-педиатр Тамара Птицына →
- Диагноз – равнодушие. В Ярославле ищут виновных в смерти 5-летнего малыша →
- Слишком долго ждём. Онколог - об оптимизации ярославского здравоохранения →