На днях губернатор Сергей Ястребов отчитался о работе правительства области за прошлый год. Как отметил глава региона, несмотря на экономический кризис, правительство выполнило все социальные обязательства перед населением.
Однако многие ярославцы сразу отметили, что в этом традиционном отчёте не отмечены недостатки, нерешённые вопросы, в частности, в социальной сфере. О некоторых из них - наш сегодняшний разговор с доктором экономических наук Виктором Мелиховским.
Исключили из льготников
Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»: Виктор Михайлович, в конце апреля в печати были опубликованы итоги развития Ярославской области за прошлый год. Что вы как экономист можете сказать о социальном обеспечении в нашем регионе?
Кроме того, в ходе реализации программы адресной помощи были целевым образом сокращены доходы ряда групп населения. Я имею в виду работающих пенсионеров, которым не проведена в 2016 году индексация пенсий, и они в нашей области решением законодателей оказались исключенными из числа льготников по платежам за капитальный ремонт. То есть уже можно говорить об «адресном сокращении» доходов при росте платежей за ЖКХ и цен на лекарства для этих категорий граждан.
- Как в итогах освещены данные о пенсионных доходах?
- Как ни странно, в отчёте эти материалы отсутствуют. Между тем, говорить есть о чём. Например, в Ярославской области средний размер пенсионных выплат в 2015 году составлял 11,4 тыс. руб., что на 30 % меньше, чем в Ивановской области, и на 3% меньше, чем в Вологодской. Прожиточный минимум пенсионера у нас самый низкий - 7100 руб.- по сравнению с соседями (Кострома, Иваново, Вологда). То есть наши пенсионеры беднее, чем в соседних регионах.
- А есть ли разница в пенсиях по Ярославлю и по Ярославской области?
- Да, есть. В 2015 году средняя сумма ежемесячной пенсии в Ярославле составляла 13,1 тыс. руб., а в области - 11,4 тыс. руб., что на 13% меньше.
Солидарность поколений
- Сейчас много говорят о пенсионной реформе. Складывается впечатление, что это самая реформируемая часть нашей жизни. Как вы считаете?
- Я понимаю ваш юмор. Да, власть очень увлечена этим делом. Много лет существовала солидарная распределительная система, которая базировалась на связи поколений: ныне работающие за счёт своих заработков платили пенсию тем, кто закончил трудовую деятельность по возрасту, болезни и т.д. Пенсионный фонд формируется сейчас из доходов работающих граждан в пропорции 120 человек работников на 100 пенсионеров. Этот метод иногда объявлялся самым экономным для общества, но данные не подтверждают такой вывод. Система имела ограничения по уровню дохода, направляемого в Пенсионный фонд, и не была приспособлена к инфляции - общей болезни современной экономики. В результате мы имеем дефицит пенсионной системы РФ, который уже не первый год составляет 50% и дотируется из федерального бюджета. Тем самым модель «солидарности поколений» не работает и нуждается в замене.
Последние несколько лет делается попытка внедрить накопительную модель, когда частью пенсионного дохода становятся накопления, сформированные за счёт отчислений от заработка человека за его трудовую жизнь, формируются так называемые пенсионные баллы. Но трудности с наполнением бюджета Пенсионного фонда остались. Обе эти системы имеют один общий недостаток: преувеличение роли государства и недооценку прав непосредственного работника.
- Что вы имеете в виду?
- Дело в том, что пенсионные накопления фактически попадают в полное распоряжение власти, становятся «скрытой» формой государственной собственности и используются властью по своему усмотрению, не всегда совпадающему с мнением населения. При использовании пенсионных ресурсов в качестве денежного и инвестиционного капитала получаемый чистый доход в виде процента присваивается государством, банками, инвестиционными компаниями, но не попадает в виде части дополнительного дохода фактическому собственнику - работнику или пенсионеру. Ряд учёных, и я в том числе, предлагали существенно изменить пенсионную систему. Думаю, что в условиях рыночной экономики назрела потребность законодательно закрепить за работником «право частной собственности на пенсионный доход». В связи с этим представляет большой интерес предложение Минфина и Центробанка о разработке и внедрении «индивидуального пенсионного капитала».
Главное в нём - готовность признать накопления реальной собственностью граждан. В соответствии с ним нужно формировать новую пенсионную систему. Однако остаются ещё многие неясные вопросы.
- Много вопросов о замораживании пенсионных накоплений граждан. Что это такое?
- Заморозка накопительной части пенсии означает, что заработанные ресурсы должны быть направлены в Пенсионный фонд для покрытия дефицита его бюджета. Внешне это выглядит как обычная финансовая операция. Для работающих граждан, которые не получают пенсию, это незаметно. Многие из них (по опросам, до 47% опрошенных) не знают, какая сумма находится у них на счетах. Другое дело - работающие пенсионеры, которые за счёт этих ресурсов получают ежемесячные доплаты к своей пенсии. Значит, и здесь при заморозке работающие пенсионеры наказаны: их лишают единственного источника роста пенсионного дохода.
Защитить накопления
- Большим изъяном нынешней системы многие считают отсутствие гарантий сохранения доходов граждан в период их помещения в пенсионные фонды. Что делать?
- Это сложный вопрос, который не имеет однозначного ответа. Защиты от инфляции пока нет, что приводит к обесценению доходов. Возможны в таких условиях несколько вариантов, например: законодательно закрепить норму, при которой в случае 50-процентного обесценения накоплений (а это 4-5 лет), вложенных в банк или Пенсионный фонд, отчислять накопленные ресурсы гражданину-собственнику с возмещением ущерба. Другой вариант: совсем не обязательно отчислять пенсионный доход с самого начала трудовой деятельности. Возможно такое решение, когда эти отчисления будут осуществляться только за 10 - 15 лет до выхода на пенсию. Это позволит не только защитить накопления, но и умерить аппетиты власти и быть дополнительным тормозом для инфляционного разгона экономики.
- Что вы можете сказать о последних предложениях Минфина РФ по пенсионной реформе?
- Да, предложения существенные, они касаются многих вопросов. Это - отмена обязательности накопительных взносов, переименование накопительной части в «индивидуальный пенсионный капитал», реформа института досрочных пенсий, повышение пенсионного возраста и другое. Но пока информации недостаточно. Сроки принципиальных изменений будут связаны с выборами 2018 года, но текущие поправки возможны уже в этом году, чтобы отразить их в бюджете следующего 2017 года.
- Как относятся к пенсии молодые?
- Молодёжь сейчас практичная, говорю это потому, что всю жизнь работаю с молодыми. Вот такие оценки по стране: по данным опроса superjob.ru, примерно 25% не думают о том, на какие средства будут жить в старости, 25% думают, что к старости смогут отложить средства для безбедного существования, 24% готовы работать и после выхода на пенсию. Лишь 13% полагают, что им хватит государственной пенсии. Вторая и третья цифры - самые характерные - о доверии к своим усилиям и доходам. В связи с этими подсказками возможны разные варианты, например, когда пенсионные отчисления можно считать лишь минимальной базой дохода, а остальное - на усмотрение будущего пенсионера, что позволит не только снизить налоги на бизнес, но и лучше защитить накопления.
Смотрите также:
- Бюджет недоразвития. Ярославская область вошла в режим «жестокой экономии» →
- Береги пенсию смолоду. Экономист о том, что ждёт пожилых людей →
- Скудная казна. Как ярославцы будут выживать в этом году →