Перед принятием бюджета. Что происходит с доходами Ярославской области

Недавно правительство области представило в Ярославскую областную Думу исходные данные к проекту областного бюджета на трёхлетку 2018-2020 годов.

   
   

Параметры прогноза социально-экономического развития области, который всегда ложится в основу бюджета, будут известны немного позже. А сам проект будет внесён в региональный парламент в конце октября. Но ход событий в нынешнем финансовом году позволяет сделать главные выводы о том, какими ресурсами сможет обладать наш регион в 2018 году.

Вдруг откуда ни возьмись

Почти незамеченными для общественности стали сентябрьские изменения в областной бюджет этого года. Между тем, они весьма красноречивы. После серьёзного секвестра большинства статей при принятии бюджета в конце 2016 года - наконец-то ситуация со знаком «плюс».

Доходы областного бюджета на 2017 год увеличились сразу на 2,5 млрд руб., в том числе за счёт собственных дополнительных налоговых поступлений и трансфертов из федерального бюджета. В итоге сумма всех доходов составила 60,3 млрд руб., были скорректированы в сторону увеличения несколько статей социальных расходов. Дефицит бюджета остался прежним - 1,2 млрд руб. К тому же он, как говорят финансисты, носит технический характер: в полном объёме покрывается за счёт остатков средств и не требует привлечения кредитов. Прибавим доходы к дефициту и получим расходную часть 2017 года: 61,5 млрд руб.

Приток дополнительных денег позволил воздержаться от увеличения верхнего предела государственного долга Ярославской области. Он сохранился на уровне августа 2017 года - 35,7 млрд руб.

Долг долгу рознь 

Госдолг Ярославской области только в июне сократился на 1,6 млрд руб., в июле такая линия продолжилась. Летом области удалось рассчитаться с львиной долей дорогих коммерческих кредитов, их объём снизился с 6,6 млрд до 1,5 млрд руб. Это произошло за счёт выпуска в мае этого года государственных облигаций Ярославской области на сумму 10 млрд руб. с доходностью 8,4% годовых. По информации регионального департамента финансов, доля госдолга в облигациях выросла с 11,9 млрд руб. до 18,5 млрд руб.

Такая структура задолженности экономит немалые бюджетные ресурсы: есть долги разорительные, а есть вполне терпимые. Платить 30% годовых банку или чуть больше 8% держателям бондов - разница налицо.

   
   

Кстати, глава государства на заседании президиума Госсовета России в Ульяновске в конце сентября привлёк всеобщее внимание к теме дорогих кредитов, которыми «обвешаны» балансы ряда регионов страны.

«Можно всегда ссылаться на то, что денег не хватает, Минфин не даёт, вы вынуждены идти в коммерческие банки. Так ли это, всегда ли это обосновано? Может быть, выгодно кому-то из руководства регионов платить высокую ставку?» - задал резонные вопросы Президент РФ Владимир Путин.

Добавим, что в третьем квартале этого года Ярославской областью был частично погашен и бюджетный кредит Минфина России: его сумма уменьшилась на 3 млрд руб. - до 16,5 млрд руб.
Сопоставить это можно с данными Минфина РФ за первое полугодие 2016 года, когда Ярославская область стала одним из антилидеров в стране, нарастив государственный долг региона сразу на 21%. Такой контраст не остался незамеченным.

«Ярославская область - один из лучших субъектов федерации по управлению бюджетом. Она ведёт жёсткую антикризисную политику. В 2017 году доходы бюджета увеличились, а рост госдолга заморожен», - отметил министр финансов РФ Антон Силуанов.

«Когда я приступил к работе, область находилась в тисках бюджетного и долгового кризисов: тратила гораздо больше, чем зарабатывала. Дефицит бюджета покрывали за счёт дорогостоящих банковских кредитов, на выплату процентов уходили сотни миллионов рублей», - так охарактеризовал ситуацию середины прошлого года губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов.

Делай сам - тогда поможем

Успехи региона в замещении дорогих кредитов заимствованиями Минфина РФ под символические проценты и рост налоговых сборов обещают бонусы в ближайшие годы - те самые, на которые будет приниматься бюджет. На Госсовете в Ульяновске была объявлена программа реструктуризации накопленных бюджетных кредитов, рассчитанная на семь лет. Она начинает работать с января 2018 года. Для регионов, которые обеспечат за 2019-2020 годы рост налоговой базы темпами не ниже инфляции, программа может быть «растянута» на 12 лет, и они в 2020 году должны будут погасить лишь 5% суммы долга. Судя по оптимистичным цифрам прироста доходов в этом году и ряду крупных инвестпроектов, есть шансы выполнить это условие федерального центра.

У Ярославской области общий объём бюджетных кредитов, на которые будет распространяться реструктуризация, на 1 сентября 2017 года составляет 13,3 млрд руб., как сообщил Дмитрий Миронов. Экономия по расходам на обслуживание долгов в 2018 году может составить 77 млн руб., а в 2019 году - уже 678 млн рублей. Эти высвободившиеся деньги можно будет направить на приоритетные расходы областного бюджета.

Смотрите также: