- Олег Александрович, расскажите, почему, на ваш взгляд, ярославцы подчас не могут добиться положительного решения в суде?
- Значит, причина вовсе не в судьях?
- Не могу сказать, что судьи в Ярославской области работают плохо. Система действует слаженно. Хотя сейчас многие говорят, что суд длится слишком долго. Когда в деле участвует с десяток лиц и у каждого свои требования, сложно быстро провести судебный процесс. Например, возьмём спор о земельном участке. У одного человека документы о собственности, выданные в 1930 году его родным, у второго – современные свидетельства о праве собственности. Сколько времени пройдёт, прежде чем в архиве документы найдут, представят все справки. Кстати, пару лет назад французские судьи признались, что во Франции дела рассматриваются значительно дольше, чем в России.
- Вы участвовали во многих процессах. Были ли за это время случаи, которые вас удивили?
- Однажды суд вынес решение за 40 минут (!). Обычно приходится рассчитывать на 3 - 4 заседания. Как правило, судьи стараются дать возможность каждой стороне представить своё мнение и подтвердить его документами. В тот раз оппоненты пришли не подготовившись и попросили перенести заседание. Судья укорила их в том, что за два месяца от момента подачи иска и даты рассмотрения они ничего не сделали. И они проиграли.
Хотя здесь важно учитывать, что наши люди любят всё делать в последний момент. Могут за два дня прийти за помощью. Как тут подготовиться к заседанию! Неудивительно, что многих потом не устраивают результаты суда.
- В последнее время от многих слышны жалобы, что от суда не добиться компенсации ущерба, а если и присуждают, то суммы минимальны и не соответствуют реальному ущербу.
- В каждом случае ситуация индивидуальна, и все зависит от сторон, встретившихся в суде, и сложности процесса. Например, возьмём ОСАГО. Страховые компании стараются занизить сумму ущерба и выплатить меньше пострадавшему автолюбителю. Если у человека есть время и возможность, чтобы «воевать» в суде, и он может доказать, что ущерб не пять тысяч, а пятнадцать, то выиграть реально. Я не знаю случаев, чтобы суд отказал в возмещении ущерба полностью. С другой стороны, у нас многие стараются завысить сумму ущерба, чтобы побольше получить с противоположной стороны. В этом случае необоснованную стоимость снижают до реальной цены.
- Скажите, на ваш взгляд, за последнее десятилетие общество стало более цивилизованным в решении конфликтов?
- Если судить по загруженности судов, то стало. В последнее время люди поняли, что суд – лучший способ решить конфликт. Количество дел растёт день ото дня, на суды пошла дополнительная нагрузка. Думаю, это хорошо. Суд разрешит спор по существу и по закону. Конечно, одна из сторон останется недовольной, ведь есть выигравшие и проигравшие, по-другому никак. Бывают случаи, когда обе стороны недовольны, но суд и не должен угождать кому-то, он должен выносить решение по закону.
- Не приходилось ли вам сталкиваться с безответственностью судей?
- Нет, с таким не сталкивался. Сейчас столько контроля над судьями, что это нереально. По крайней мере, в Ярославле такого нет.
- Большинство обывателей судят о работе адвокатов и суда по телевизионным передачам и сериалам. Насколько они приближены к истине?
- В них есть доля правды. Но всё же они глобально отличаются от действительности. Адвокаты, например, много времени проводят за компьютером, составляя документы. Или другой момент: насмотревшись таких ток-шоу, люди приходят и начинают доказывать, что суд должен поступить был не так, а иначе, как было в какой-то там программе. Но телевизионный судья - совсем не тот, что рассматривает настоящие дела. В реальности судья принимает решение исходя из всех нюансов дела.
- Каждое судебное разбирательство - целая история. Были ли в вашей практике казусные случаи?
- Однажды я защищал обвиняемого. Мы разработали стратегию поведения во время суда с учётом его позиции по непризнанию вины. Идёт один день процесса, второй, появляется надежда, что часть обвинений отпадёт. На третий день моему подзащитному дают слово. И тут он выдаёт: «Адвокат всё правильно говорит, но дело было так». И полностью признаёт свою вину! Чем он руководствовался, сложно объяснить. Хоть смейся, хоть плачь.
Смотрите также:
- Советник Урлашова: «Я видел, как людям отрезали уши и выкалывали глаза» →
- Евгений Ермолин: ярославские чиновники – современные Чичиковы →
- Лица города: отношение ярославцев к делу Вахапова →