Мы выбираем, или нас выбирают? Эксперт Прохоров о предвыборной ситуации в регионе

Фото: из архива А. Прохорова

Уже привычным становится, что как только в Ярославле намечаются выборы, они становятся протестными. 8 сентября избиратели пойдут голосовать за депутатов в областную думу. Что это за люди, и как они влияют на наш выбор, рассказывал кандидат экономических наук  Александр Прохоров.

   
   

Юлия Терещено, АиФ-Ярославль: Александр Петрович, как скажется на явке избирателей «отлучение» от участия в выборах Евгения Урлашова? Его арест повлияет на электоральные предпочтения?

А.П.: Те избиратели, которые симпатизировали ему как оппозиции, не захотят участвовать в выборах. Это, несомненно, сыграет на снижение явки. Чего очевидно и добивались. Такие действия по отношению к мэру, были намеренными. Я не встречал ни одного человека, которому бы  доверял и который бы утверждал, что в отлучении мэра от выборов не было политики. Вопросов нет - все знают, что это политика. Это не значит, что Урлашов брал, или не брал. Это не имеет значения. Люди же не пойдут на выборы из-за того, что его отлучили. Явка снизится, но на сколько, не известно. Часть людей сольет свой голос. Оставшиеся, которые придут, будут тщательно выбирать, кто из кандидатов может посильнее насолить властям. 

Ю.Т.:Не получится ли очередное голосование 8 сентября протестным?

А. П.:Заключение Урлашова повлияло на протестный полюс. Людей агрессивно-протестно настроенных прибавится. Решением "закрыть" мэра, федеральные власти решили свои проблемы примерно на год. Но усугубили возможность того, что в Ярослдавле пройдет протестное голосование. Урлашов – это не проблема, это симптом проблемы.

Ярославль – особенный город. Он раньше втягивается в те тенденции, которые проявляются в Москве. Наш город показывает ту ситуацию, которая будет по всей стране. Попытка действующей власти вырастить приемлемую для нее оппозицию, которая бы стала с ними сотрудничать, уже упущена. Поэтому тот, кто захочет придти к власти через оппозицию, сможет быстро приобрести популярность. Можно сказать, что действующая власть потеряла возможность мирно вырастить себе приемника и уступить ему право первенства. Эта же возможность утрачена и в Ярославле.

При этом озлобленности по отношению к областным властям у ярославцев нет. А вот по отношению к федеральным властям люди настроены негативно.  Например, сторонники Урлашова считают, что его арест напрямую связан с интересами федеральных властей, а не местных. Но теперь именно нашим чиновникам придется иметь дело с озлобленным электоратом.

Ю.Т.: Как бы Вы охарактеризовали настроения, которые сейчас преобладают в обществе? Вы согласны с тем, что люди настроены по отношению к кандидатам крайне негативно?

А. П.: К партиям, как правило, негативное отношение. Будь что-нибудь другое: клуб, фонд или со словом союз – уже лучше. Люди голосуют за те или иные партии, чтобы другие, еще более худшие, не попали в правительство. Это наш принцип. Не ждать ничего хорошего, а голосовать за меньшее из зол. Что касается ярославских кандидатов в депутаты, то люди их просто не знают.

   
   

Думаю, что это голосование, не будет отличаться от прошлых думских выборов. И пройдет под  лозунгом: голосуй за кого угодно, кроме.... Благодаря такому отношению, в прошлый раз прошли партии с фальшивой оппозицией. Но общество имеет тенденцию умнеть, и людей равнодушных становится все меньше.

Пока в провинции градус общественного недовольства не так высок. Ситуацию нельзя считать революционной. И все же верхи уже не могут управлять по-старому, но низы еще готовы жить по-старому.

Низы даже спокойно примут дворцовый переворот, если не им это придется делать. Однако по стране наблюдается рост протестных настроений. Там, где создаются условия предвыборной ожесточенной конкуренции, заметна потеря популярности власти.

Политтехнологи и депутаты шутят, что за них голосовать придет «синяя партия». То есть избирателями станут маргиналы. На прошлые муниципальные выборы пришли избиратели мобилизованные старостами домов, или глубоко не устроенные пенсионеры. Каждый из них получил свою плату за голос.

Те же политтехнологи шутят, что главным инструментом избирательной компании на прошлых выборах стали «открытки» с видами городов Российской Федерации. Старосты получали «открытку» с видом Хабаровска, кто приводил нескольких человек, получали с видом Ярославля.

Если же  народ сильно разозлить, то на выборы придут многие, но  «синяя партия» проголосует обязательно. Пока избиратель «спит», ему избирают власть за деньги.

Ю. Т.: Можете обозначить методы, которые используют сейчас партии, чтобы повлиять на избирателей и их мнение?

А. П.: Эти методы самые разные: от силовых, до бюджетных, типа масштабных вливаний денег пенсионерам и бюджетникам. Обещают осенью на 40% повысить зарплату работникам культуры, а это самая низкооплачиваемая работа. Когда так много прибавят, у людей пропадает интерес бить кормящую руку. Это не аморально, так во всех странах.

Значительная часть избирателей принимает решение, за кого голосовать, уже зайдя в избирательную кабинку. И в этом случае, они голосуют за того, кого лучше знают, кого раньше услышали. Поэтому то, что написано на плакате не имеет значения. Должны запомнится фамилия и лицо. И кандидаты и партии работают на узнаваемость.

Главный метод воздействия – навязывание своей фамилии, и важно постоянно мелкать на экране телевизора.

Ю. Т.: Как отреагируют избиратели, которые каждый день в ярославских теленовостях видят «лубочные картинки» про ремонты дорог и дворов, а выходя на улицу, наблюдают ровно противоположное? К чему может привести такое «промывание мозгов»?

А. П.: То, что нам в новостях рассказывают про ремонты дорог – это способ сбить протестные настроения, потому что трудно найти более оппозиционного властям человека, чем автомобилист стоящий в пробке. Это следствие неправильного хозяйственного механизма и плохой работы властей, в частности это следствие коррупции. Все это вызывает у людей  раздражение. Поэтому нынешняя власть понимает, что людям надо показать – работы ведутся.

Конечно, мелькание в новостях и вечные разговоры про дороги можно назвать «промывание мозгов». Но депутаты всего мира занимаются именно этим. Депутаты знают своего избирателя, и понимают, что надо ассоциироваться с чем-то приятным. Поэтому, если где-то происходит что-то хорошее, они там появляются. Например, на открытии нового моста, стройке нового дома, на фоне отремонтированной дороги или магазина. И у людей возникает ассоциация, что это сделал депутат. Народ у нас к выборам не привыкший, поэтому народные избранники ориентируются на социально незащищенных и обиженных.

Люди будут голосовать за тех, кто примелькался до тех пор, пока не одолеет протестное настроение. Место оппозиции, которое сейчас в Ярославле свободно, все равно кто-то займет. Если не найдется такого человека в нашем городе, то приедут из другого.

Досье

Александр Прохоров родился в 1959 году в деревне Красково Московской области. Окончил экономический факультет Ярославского Демидовского университета по специальности "Планирование промышленности". Преподаёт в ЯрГУ на кафедре управления и предпринимательства. Ранее занимал руководящие должности на различных ярославских предприятиях, был начальником областного избирательного штаба, советником губернатора области по экономическим вопросам.

Смотрите также: