«Я знаю, скверик будет», или как не надо управлять Ярославлем

   
   

Вокруг создания МБУ «Городское садово-парковое хозяйство и зелёное строительство» кипят нешуточные страсти. На защиту своего детища представители городской власти и некоторые народные избранники бросились с такой энергией, что невольно задаёшь вопрос: чего же они так испугались? Давайте  разберёмся, что происходит на самом деле и к чему приведёт создание такого МБУ.

МБУ «Городское садово-парковое хозяйство и зелёное строительство» было создано в апреле этого года с благородной, казалось бы, целью – сосредоточить в одних руках все работы по озеленению города Ярославля. Таким образом можно избежать аукциона, обезопасить себя от нерадивых частных подрядчиков.

Давайте попробуем сравнить, как функционировал МУП «Горзелехострой» и как будет работать «Горзеленхозстрой» уже в качестве МБУ.

1. Стоимость работ. В случае с МУПом или частной фирмой она определялась на аукционе. Теперь же цена за содержание зелёных насаждений будет определяться не рынком, а волевым решением городских властей по принципу «чем выше, тем лучше для МБУ».

2. Возможность сговора между заказчиком и подрядчиком. Во время проведения аукциона ФЗ-44 запрещено общение между его участником и представителями городской власти, чтобы исключить коррупционные «договоренности». Если мы говорим о МБУ, то такая возможность не просто не запрещена – она существует, руководитель МБУ напрямую подчинён директору ДГХ, он и на должность назначается по его распоряжению.

3. Приёмка и оценка работ. Механизм такой оценки закреплён в контракте, то есть деятельность МУПа или коммерческой фирмы рассматривается объективно – на основе утверждённых критериев. В случае с МБУ оценка качества работ остается исключительно на совести городских властей.

   
   

4. Качество и объём выполненных работ. На аукционе обеспечиваются банковской гарантией, и в случае ненадлежащего выполнения контракта в бюджет Ярославля возвращается 30% от его стоимости. МБУ никому и ничего возвращать не обязано, поскольку финансируется из бюджета.

5. Затраты на создание или модернизацию материально-технической базы несёт МУП или коммерческое предприятие. А вот деятельность МБУ опять-таки потребует дополнительных ежегодных затрат из бюджета.

6.Возможность отсрочки платежа в ситуации с МУП предусмотрена контрактом, и в случае финансовых затруднений город может расплатиться по своим обязательствам в течение года. МБУ требует ежемесячного финансирования.

7. Расходы на осуществление  контроля за деятельностью предприятия, если речь идёт о коммерческой фирме, практически сведены к минимуму. А вот МБУ контролирует и ДГХ, и департамент финансов, и Контрольно-счётная палата, и депутаты муниципалитета.

8. Контроль при закупке расходных материалов и ГСМ в МУП не нужен: предприятие само заинтересовано в том, чтобы экономить. А за внутренними торгами МБУ контроль установить крайне сложно.

9. Долги предприятия – это его проблемы, если мы говорим о частной фирме. За МБУ придётся расплачиваться горбюджету.

10. Расходы на производство работ в случае с частным предприятием частично вернутся в бюджет в виде НДС и других налоговых отчислений. Кроме того, деньги будут работать, давая так называемый «экономический эффект» в городе Ярославле: увеличение количества рабочих мест, денежного оборота, и прочее. Инвестиции города в МБУ – это непродуктивные вложения, влекущие уменьшение налоговых поступлений в бюджет.

Теперь - о главном

Первое, что сделали власти после создания МБУ – передали территории парков, скверов и лесов в управление МБУ. Казённая земля налогом не облагалась, а теперь городу придётся раскошелиться. Кадастровую стоимость земли придётся  приводить в соответствие с рыночной стоимостью. А эти мероприятия стоят немалых денег. Зачем же было создавать структуру, которая никаких доходов Ярославлю не принесёт? Получается, что при высоких затратах доход  равен нулю. Любой грамотный хозяйственник отверг бы такую схему сразу.  В Ярославле этого, к сожалению, не произошло.

Депутат Ярославской областной Думы Сергей Шмелёв

Смотрите также: