Люблю свою работу
- Лидия Николаевна, как получилось, что вы стали воспитателем?
- В профессию я попала неожиданно для себя самой. По образованию я учитель русского языка и литературы и проработала в школе 12 лет. Когда подошло время выходить на работу из декретного отпуска, нужно было пристроить младшую дочь Машу в детский сад. У неё с рождения диатез. Оказалось, что рядом с домом есть садик для малышей с аллергопатологией, но записываются в него чуть ли не во время беременности. Мне предложили поработать и дочке тогда предоставят место в саду. Я согласилась и не пожалела об этом, мне нравится моя работа.
- Одно дело работать со школьниками, и совсем другое – с малышами возиться. Нелегко, наверное, пришлось!
- Труднее всего было в первый год. Сначала я присматривалась, как работают другие, через год мне доверили группу. А потом пошла на курсы повышения квалификации, где встретила великолепного педагога Людмилу Васильевну Кокуеву, доцента кафедры дошкольного воспитания. В дошкольной педагогике она стала для меня учителем, объяснила, что важна не только любовь к детям, а знание возрастных и индивидуальных особенностей малышей.
- Что же главное в воспитательном процессе?
- Эмоциональное состояние ребёнка. Если ребёнок в хорошем настроении, то всё у него получится, всё ему будет даваться легче. Жизнерадостный ребёнок лучше развивается, ему всё интересно. Мне хочется, чтобы дети в группе были радостные, общительные и доброжелательные.
Заметить талант
- Как дети ведут себя в саду – лучше, чем дома?
- Малыши, не только родителей, но и воспитателей пытаются проверять. Стараются выяснить, как себя вести, как прореагируют на их шалости, что можно, а чего нельзя. Родителей они давно «просчитали» и выяснили, кто строгий в семье, а кто нет. Сколько раз замечала, как сидит какой-нибудь мальчик в уголке и тихонько от машины колёса отвинчивает, а сам оглядывается - замечу я или нет. В зависимости от того, как взрослый среагирует, дети выбирают стиль поведения. К каждому нужен свой подход. Кого-то нужно взять на ручки, кого-то обнять, а кого-то сразу в игру вовлечь. Это и называется индивидуальным подходом. Ребёнок - он как ребус, его нужно разгадать, понять. Была у меня девочка Оля, шалунья дома, а в садике - тихоня. Мама спрашивает: «Оля, почему ты дома себя не ведёшь так?» Девочка отвечает: «В садике я должна быть хорошей».
- Малыши любят задавать вопросы. Часто ставят ими в тупик воспитателей?
- И такое бывает. Но когда не знаешь, как ответить на тот или иной вопрос малыша, предлагаешь вместе посмотреть в книге или спросить у родителей. Скрывать от детей, что ты чего-то не знаешь, не стоит.
- Говорят, что детей нельзя сравнивать. Это так?
- Я стараюсь избегать превосходной степени или выделять кого-то. Каждый ребёнок молодец, но ярче выделяется в чём-то своём. Не могут все одинаково хорошо рисовать, лепить, читать стихи, строить из конструктора. У каждого есть своя сфера, в которой он лучше. Надо это только увидеть, а это непросто. Обидно будет ребёнку, если сказать, что Маша больше старалась, если её рисунок лучше Петиного. Петя тоже старался, но лучше у него получается собирать замки из кубиков.
- А как заметить талант?
- Способности увидеть намного труднее, чем найти недостатки. Тут нужно уметь наблюдать, организовывать много видов деятельности, чтобы дети могли себя проявить в разных областях. Был у нас мальчик, который очень любил петь. Мы долго советовали маме отвести ребёнка в музыкальную школу. Сейчас ребёнок занимается в казачьем хоре «Плетенька», в 10 лет заявил, что будет поступать в Гнесинское училище. К сожалению, до родителей порой невероятно сложно достучаться и добиться, чтобы они стали развивать в своём ребёнке то, что в нём заложено и что у него хорошо получается. Чаще всего они оставляют это без внимания, ссылаясь на занятость, или пытаются реализовать в ребёнке свои упущенные возможности.
- Чему сложнее всего научить малыша?
- Самое трудное – помогать друг другу, бескорыстно, за просто так.
Педагогов - единицы
- Родители помогают воспитателям?
- По-разному, иногда даже не приходят на совместные занятия. Причём если мам можно вовлечь, то пап уговорить поучаствовать порой нереально. Хотя цель всех совместных праздников - сблизить родителей и детей, взрослым дать возможность посмотреть, как чувствуют себя малыши в садике. А то каких только слухов иногда не ходит про воспитателей!
- Это как раз неудивительно. Многие идут работать в детский сад без педагогического образования.
- Отсутствие квалифицированных кадров, действительно, сегодня проблема. Зарплата очень маленькая, педагогов с соответствующим образованием единицы. В основном работают продавцы и парикмахеры. К сожалению, считается, что любая бабушка может быть воспитателем в детском саду, лишь бы к детям хорошо относилась. Но этого мало! Нужно знать, как развить ребёнка, разглядеть его личность, особенности. Ведь личность закладывается до пяти лет.
Отдых – дело семейное
- Если выпадает свободная минутка, чем занимаетесь?
- Всё свободное время посвящаю семье. Младшей дочери Маше одиннадцать лет, учится в пятом классе. Старшей Насте – двадцать. Она закончила техникум, работает продавцом.
- Есть увлечения или хобби?
- Очень люблю вышивать. Раньше много шила, пока младшая ходила в садик - я её с ног до головы обшивала, а сейчас одежду проще купить. Если есть возможность, то беру в руки фотоаппарат и идут снимать. Фотографирую с 13 лет, именно тогда мне родители подарили первую камеру. Очень нравится снимать портреты и пейзажи. А потом с удовольствием рассматривать фотографии и вспоминать наши прогулки и поездки.
Смотрите также:
- Пять плюс. Многодетная мама Юлия Павлова - о детях, творчестве и чиновниках →
- «Дети солнца» Екатерины Бурмистровой →
- "Ченаколо": излечи наши души →