Очаровательные крошки и великолепнaые верзилы

   
   

Здесь рождаются куклы, радующие и детей и взрослых: Шляпник из «Алисы в Стране чудес», Гензель и Гретель из «Пряничного домика», Русалочка, Карлик Нос... За 28 лет работы в Ярославском кукольном театре художник-постановщик Елена Береснева создала более 500 сказочных героев.

Провалила экзамен

- Елена Александровна, как вы выбрали такую необычную профессию?

- Я родилась и выросла в Иркутске и мечтала стать художником, поэтому поступила на вечернее отделение в училище искусств и работала в драматическом театре художником-декоратором. На последнем курсе поняла, что надо учиться дальше. В начале 80-х все грезили о профессии модельера. И мы с подругой поехали в Санкт-Петербург в знаменитую Мухинку. После первого экзамена стоим у стеночки и вдруг слышим разговор преподавателей, решающих, как они будут завтра заваливать студентов. На следующий день увидели свои оценки – провалились. Вместе с нами в общежитии на нелегальном положении жила девушка, которая поступала в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии на кукольника, а здесь ночевала у подруги. Эта девушка, зная наши злоключения, предложила через год поступать к ним.

- И вы согласились?

- Да, уехала обратно в Иркутск, готовилась к экзаменам, а через год поступила. Мне тогда казалось, что работа в кукольном театре – сплошное творчество, можно делать куклы в своё удовольствие. Потом, правда, выяснилось, что всё не так просто. В 1983-м я закончила учёбу и по распределению приехала в Ярославль.

От замысла до рождения

- Как рождается новая кукла?

- Театральная кукла рождается каждый раз по-новому. Режиссёр выбирает пьесу для постановки, обдумывает, как должны выглядеть персонажи, что должны уметь. Со своими наработками приходит к художникам, и тут начинается наша работа. Я рисую эскизы, обсуждаю их с режиссёром. Иногда мы быстро приходим к единому мнению, а иногда долго спорим, отстаивая каждый свою позицию. Но бывают и исключения. Например, спектакль «На золотом крыльце сидели» родился после того, как на свет появились первые куклы. В Ярославском музее-заповеднике была выставка кукол в народных костюмах. Однажды у витрины столкнулись директор и один из наших художников. Разговорились. Директор спросил, слабо ли нам самим сделать такую выставку. Но ведь те куклы, которые играют в спектаклях, сделаны в расчёте, что на них будут смотреть издалека, а не вблизи. Для экспозиции нужны были новые. Свой выбор мы остановили на петрушках. Когда 30 кукол были готовы к выставке, актёры предложили проводить экскурсии. А потом у режиссёра появилась идея сделать спектакль по мотивам сказок Пушкина.

- Большинству обывателей известны петрушки и куклы-марионетки, а какие ещё бывают?

- Ещё есть планшетные куколки – с ногами, они могут стоять на плоскости. У них разные размеры - от очаровательных крошек в 10-20 сантиметров до великолепных двухметровых верзил. Есть шарнирные - все детали в них скреплены на шарнирах. Вообще же в последнее время количество техник, в которых создают куклы для театров, выросло. Ведь чтобы воплотить замысел режиссёра, порой приходится сочинять механику на ходу, соединяя различные техники, дорабатывая системы.

Это не может быть мусором!

- Сейчас у вас столько коробочек с бусинами, блёстками, сверкающими лентами и тесьмой. А как создавали куклы в 80-е и 90-е годы прошлого века, когда на прилавках магазинов почти ничего не было?

- Вы удивитесь, но порой дефицит заставляет делать более художественные вещи. Ну вот, например, поталь. В советские времена она была редкостью, и о ней знали не в каждом театре. Тонким слоем мы наносили позолоту на ткань. Получалось невероятно красиво, издали могло показаться, что костюм сшит из настоящей дорогой парчи. У нас до сих пор коллеги с улыбкой вспоминают, как мы работали над спектаклем «Конёк-Горбунок». Нужны были блёстки, чтобы украсить хвосты и гривы коней. Но где их взять? В какой-то комиссионке нашли кусок блестящего бархата. Сидим, распускаем ткань на нити, часть из них лежит на полу. Кто-то начинает подметать комнату, моя дочка срывается с места и кричит: «Это не может быть мусором!»

   
   

- Ваши куклы можно увидеть только в Ярославле и Рыбинске?

- Нет, я ставила спектакли в Литве, Калининграде, Краснодаре, Бресте, Южно-Сахалинске, Костроме, Мытищах. Больше всего моих кукол в Литве. А началась наша совместная работа с того, что однажды литовский режиссёр увидел «Огниво» с моими куклами. Он всю ночь не спал, а утром пришёл с предложением поставить этот спектакль в своём театре.

- Сколько приходится работать, чтобы всё успеть?

- В театре я порой задерживаюсь до восьми часов вечера. Потому что стараюсь дома кукол не делать. Но раньше двух часов ночи спать всё равно не ложусь – делаю наброски, эскизы, в Интернете знакомлюсь с техниками других мастеров,общаюсь с друзьями.

Смотрите также: