Умер до расселения. Почему ярославцы не могут выехать из аварийного жилья?

Фото: АИФ

Ярославцев, живущих в халупах и бараках, действительно не становится меньше, несмотря на все заверения наших руководителей, что проблема жилья решается. Ещё страшнее другое: люди умирают, не дождавшись обещанных благоустроенных метров. Умирают в буквальном смысле, воюя за своё жильё.

   
   

О Льве Лузине, заслуженном тренере России, воспитавшем трёх чемпионов мира по лёгкой атлетике и судившемся с мэрией Ярославля из-за своей прогнившей квартиры в старом аварийном доме, мы писали в конце февраля. Недавно мы узнали, что Лев Александрович скоропостижно скончался - не выдержало сердце. Мужчина не смог пережить затянувшуюся судебную тяжбу.

Фото: Юлия Шатохина

Патриоты на обочине

Лев Лузин вместе с женой и сыном жил в доме №20б по Комсомольской улице. Трёхэтажное здание ещё в середине 70-х годов прошлого века признали аварийным, но расселять жильцов не торопились. В подвале постоянно скапливались канализационные отходы, из-за чего в комнатах стояла сырость и отвратительный запах, трещины в несущих стенах и на потолке расползлись настолько, что в них можно засунуть руку.

Последние 14 лет семья снимала жильё, но пошатнувшееся финансовое положение  заставило людей вернуться в старый дом. Пока они пытались понять, как выжить, соседи через суд один за другим добивались расселения из ветхого дома. Лев Александрович долго не мог решиться на этот шаг: говорил, что не готов опуститься до того, чтобы судиться с государством, честь которого отстаивал на международных спортивных аренах. А ещё рассказывал о том, что несколько раз отказывался переехать в другие страны, где ему предлагали жильё и работу, - чувствовал себя патриотом.

Фото: Юлия Шатохина

И всё же он подал иск. Суд Кировского района встал на его сторону, обязав мэрию предоставить благоустроенное жильё. Однако городская администрация подала апелляцию. После этой новости у Льва Александровича стало плохо с сердцем. А через три дня он скончался.

Сколько таких, как Лев Александрович, не дождавшихся расселения, не знает никто - такой статистики просто нет.

 

   
   
Фото: Юлия Шатохина

Нужны миллиарды

В мэрии признают, что проблема аварийного и ветхого жилья стоит в Ярославле очень остро. По данным на 1 апреля 2013 года, в реестр аварийного и не пригодного для проживания жилья в городе включено 266 жилых домов и отдельные жилые помещения в девяти домах. Общая их площадь 124,5 тысячи квадратных метров. Проживает в аварийном фонде 3250 семей.

- Объём расселения зависит от количества средств, которые в условиях сложного, дефицитного бюджета город смог заложить в городском бюджете на эти цели, - объясняет Владимир Евдокимов, директор департамента организации строительства и жилищной политики мэрии Ярославля. - В 2012 году расселено 12 домов полностью и 44 - частично, это примерно 8 тыс. квадратных метров, на 2013 год планируем расселить порядка 6 тыс. квадратных метров.

Как пояснил Владимир Вадимович, вопрос расселения упирается в недостаток финансирования. В апреле областное правительство приняло программу на три года. Согласно ей расселению подлежит 141 тыс. квадратных метров. Из них без малого 80 тыс. кв. м - в Ярославле.

- Фонд содействия реформированию ЖКХ выделяет региону 1,5 миллиарда рублей. Ярославлю в котором находится более 50% аварийного жилья областной бюджет выделяет из «областной копилки» программы 230,5 млн. руб (оставляя 600 млн районам) и 512 млн. руб из федеральных средств оставляя районам почти миллиард. При этом с учётом положений 185 ФЗ для расселения 80 тыс. м2 аварийного жилья потребность города на решение задачи составляет порядка 4 913 млн. руб. Остальную сумму нам предлагают найти самим. Вот так область относится к проблемам города, - возмущается Владимир Евдокимов.

Как быть?

Миллионы… Миллиарды… Ярославцы уже давно привыкли, что город и область тянут финансовое одеяло каждый на себя. Что остаётся в этой ситуации рядовому обывателю, уставшему от жизни в разваливающейся халупе? Трудно сказать. Тем временем родственники Льва Лузина намерены довести тяжбу с мэрией до конца и отстоять свои права на нормальное жильё.

Надо почти 5 млрд,чтобы всех расселить

Владимир Хмелёв, директор областного департамента строительства:

- На сегодняшний день на территории Ярославской области действует адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Благодаря её действию в 2012 году в области расселили 978 человек. В нынешнем году планируется получить из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ 649 млн. рублей, что позволит улучшить жилищные условия 910 человек. В следующем году благоустроенное жилье получат еще 1742 человека, расселить мы планируем 734 жилых помещения.

Динамика неплохая, но перед нами стоят серьезные задачи, поставленные Президентом РФ, в частности, именно по расселению аварийного жилищного фонда. Сейчас ветхим и аварийным жильём, признанным таковым до 1 января 2012 года, считается 141 тысяча квадратных метров жилых площадей во всех муниципальных районах области. 9400 человек нуждаются в новом жилье.  Чтобы расселить всех, нужны большие деньги: по примерным оценкам речь идёт о сумме не менее 4,8 млрд.руб.

Новые квартиры – новые проблемы

Ирина Захарикова, участник программы расселения ветхого и аварийного жилья:

- В новую квартиру мы переехали три года назад, а до этого шесть лет ждали расселения. Жили в старом доме, у нас стены шатались, пол проваливался. Но удовольствия от переезда мы не испытали, несмотря на то, что наша новая квартира больше почти на 10 квадратных метров. В ней оказалось слишком много бесполезной площади. Вместо трёхкомнатной квартиры нам дали двухкомнатную. Все наши попытки оспорить это ни к чему не привели. Администрация сослалась на закон, по которому вопрос решается ни по количеству комнат, а по количеству метров в старом жилье. Ещё нам пришлось переезжать в другой район города. Это оказалось очень неудобно, учитывая, что дети привыкли к школе и детскому саду. Мы смирились и переехали, потому что в нашем старом доме уже отключали воду.

Новый дом оказался с недоделками. До сих пор подвал периодически затапливает, по всем подъездам расползается «аромат» фекалий, квартиры на последних этажах страдают от промочек, куча проблем со стоками и вентиляцией. Тем не менее, это жильё всё равно лучше прежнего.