Директор поселковой школы – о целях образования и цене успеха педагога

За последние несколько лет количество конкурсов и акций, в которых педагоги и школьники приняли участие, превысило несколько сотен. © / Наталия Петрушова / Из личного архива

Главный принцип своей работы вижу в создании ситуации успеха: осторожно и бережно помочь школьнику и педагогу раскрыться, вселить уверенность, дать возможность почувствовать свою самоценность.    
   

В 2010 году я впервые стала директором школы. Школа, которой стала руководить, занимала предпоследние позиции в рейтинге школ Ярославского муниципального района. Личные беседы, анкетирование показали, что большинство педагогов и учащихся имеют низкую мотивацию к обучению, участию в олимпиадах, проектах, акциях. Одним из способов повышения мотивации стало участие в конкурсном движении. За 8 лет руководящей должности количество конкурсов, в которых я с педагогами и школьниками приняла участие, превысило несколько сотен. Конкурсное движение, по моему мнению,и есть тот самый инновационный фактор развития образования.

Увлекательное испытание

Главные задачи современной системы образования - раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире. Обучение в школе должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить серьёзные цели и достигать их, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Одним из ведущих направлений развития любого образовательного учреждения на современном этапе является повышение профессионального уровня педагога, формирование разносторонней личности ребёнка, развитие его творческих способностей, что достигается посредством организации конкурсного движения. Участие в конкурсах - это серьёзное увлекательное испытание, которое станет для каждого новым этапом в жизни на пути к новым победам.

Проведение подобных мероприятий в образовательных организациях - наиболее эффективный метод выявления и развития у ребёнка одаренности, приобретающей у обучающихся определённую предметную направленность.

Когда в 2016 году я возглавила педагогический коллектив школы  посёлка Ярославка, ребята и учителя принимали участие лишь в небольшом количестве конкурсов. В этом учебном году мы стали участниками почти 100 конкурсов. Поначалу наше участие было стихийным, чтобы точно определить потенциал детей, педагогов и территории. Зато сегодня мы знаем необходимые именно нам линии и направления. В приоритете у нашей школы - научные исследования, краеведение, литературное творчество, туристическое движение.

Я считаю, что именно участие в разнообразных конкурсах позволило школе закончить 2015-2016 учебный год с дипломом лауреата Всероссийского конкурса «Лучшая сельская школа-2016».

   
   
В школе созданы все условия для творческого развития детей. Фото: Из личного архива/ Наталия Петрушова

Найти себя

Огромное разнообразие конкурсов различного уровня позволяет подобрать конкурс практически для каждого ученика и педагога. Участие в них требует большого количества времени и усилий. Особенно, если очень хочется победить. Невозможно быстро написать стихотворение, статью или сделать удачную фотографию. Незаметно для самих ребят большую часть свободного времени они стали уделять занятиям, соответствующим их конкурсным интересам. Это позволяет структурировать свободное время учащихся и проводить его с несомненной пользой.

В школьном возрасте приоритеты меняются быстро, хочется всё попробовать: фотографировать, рисовать, писать, снимать фильмы. Результаты участия в конкурсах стали неким индикатором в определении склонностей к тому или иному занятию. Ребята отмечают, что именно конкурсы помогли им определить самое себя. Для некоторых стало открытием, что «плохие», как им казалось, стихи оценены как вполне достойные, а «замечательные» плакаты о правильном питании, наоборот, требуют совершенствования навыков рисования.

Проигрыш тоже важен

Конкурсное движение - отличный тренинг для формирования разнообразных качеств личности, ресурс воспитательной работы.

Побеждать в конкурсе очень приятно, даже притом, что призы в них как правило символические и моральный фактор здесь гораздо больший мотиватор. Отвечая на вопрос: «Что тебе даёт участие в конкурсе?», - ребята отмечают: «родители показывают грамоту и заметку в газете всем родственникам», «познакомились с интересными людьми», «узнала то, о чём не догадывалась раньше», «гордость, что я могу быть одним из немногих».

Вот это последнее утверждение может свидетельствовать о том, что участие в конкурсах надо контролировать. Ситуация успеха, которую я, как директор школы, стараюсь создать для каждого, сделать привычкой, невозможна без ситуации «неуспеха». Спрогнозировать победу в конкурсе невозможно. Конечно, надо стараться победить, но не забывать, что другие также к этому стремятся. Победа не должна стать сверхцелью, ведь само участие в конкурсе - это радость узнавания нового, получения иных навыков. Поэтому проигрыш не менее полезен с педагогической точки зрения, чем выигрыш. Он дает основания для подробного разбора причин неудачи, осознания того, что конкурс - не лотерея. В нём побеждает тот, кто приложит больше усилий и старания, правильно понял поставленную задачу. Особенно интересным бывает сравнение с другими участниками-победителями. И тут важным становится участие классного руководителя, который направит «разбор полётов» в правильное русло.

Шаг в науку

Конкурсное движение - мощный мотиватор для участия в научно-исследовательской деятельности школьников.

Некоторые конкурсные проекты не заканчиваются отправкой заданных материалов. Они заинтересовывают настолько, что становятся объектом дальнейших исследований, и это стимулирует учащихся продолжать исследовательскую деятельность. А в дальнейшем и участвовать в научно-практической конференции (НПК) школьников. Возможно, поэтому ученики нашей школы стали активными участниками НПК. Несмотря на юный возраст, 9 человек представили свои работы на Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Шаг в науку» в Вологде.

Конкурсное движение требует от директора постоянной вовлечённости в процесс, много сил и терпения, но азарт и заинтересованность участников перекрывают эти затраты. Вот почему участие в конкурсах при грамотном педагогическом сопровождении может стать ступенькой во взрослении наших подопечных и сослужить им хорошую службу в их дальнейшей жизни.

В приоритете у школы - научные исследования, краеведение, литературное творчество, туристическое движение. Фото: Из личного архива/ Наталия Петрушова

Тетрадка дружбы

В нашей школе учатся талантливые, одаренные дети. Работают прекрасные педагоги - люди увлечённые, творческие. Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Елена Александровна Филиппова руководит кружком «Проба пера», она организатор школьного этапа Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика», участник Международного проекта «Тетрадка дружбы».

Проект «Тетрадка дружбы» - современная воспитательная технология, соответствующая требованиям XXI века. Она разработана с опорой на лучшие традиции отечественной педагогики, в рамках Всероссийской программы развития молодёжных инициатив и школьного добровольчества. В Пермском крае и других российских регионах проект эффективно работает уже в течение 12 лет.
В Ярославской области мы первые и единственные активисты этой программы.

Её участником может стать любой ребёнок - ограничений нет ни по возрасту, ни по здоровью, ни по чему другому. «Тетрадка дружбы» не только возвращает детям утраченные навыки записывать свои мысли, поступки, привычку к чтению, но и способствует общению вживую, приобретению настоящих друзей.

Второй год наши ученики 6 и 9-х классов являются участниками различных конкурсов программы «Тетрадка дружбы». Ученицы 9-го класса Анастасия Лачёва и Евгения Кислякова стали победителями Международного конкурса «Лёгкая строка».

В начале мая этого года делегация от нашей школы приняла участие в Международном инклюзивном слёте «Тетрадка дружбы», куда были приглашены более 200 активных педагогов, школьников, специалистов в сфере инклюзии, представителей общественных объединений и НКО из 25 регионов России и 2 стран мира.

В новом учебном году планируем запустить работу с «Тетрадкой дружбы» во 2-м классе. Главная идея технологии этой программы - объединение детей, инициативных педагогов и ответственных родителей через социально значимые дела.

А в День защиты детей1 июня наша школа примет участие в ежегодной Всероссийской акции «Самый дружный хоровод», которая создаёт условия для живого общения школьников, воспитывает толерантность, патриотизм и духовность у подрастающего поколения.

Фото: Из личного архива/ Наталия Петрушова

Ученик года

18 мая уже в третий раз в нашей школе состоялся праздник «Ученик года», на котором мы подвели итоги работы за весь учебный год. Ведущая идея, чтобы ученика года в каждом классе ребята сами выбирали тайным голосованием, стала отличным стимулом для учащихся хорошо учиться, быть заводилами и самыми активными участниками  всех мероприятий, стремиться к успехам в спорте и других сферах жизни школы.

В этом большом празднике продумано всё до мелочей: памятный диплом «Ученик года», отличные канцелярские наборы в качестве подарков отличившимся детям, вручение литературных альманахов и сборников научно-исследовательских работ школьников.

На этом празднике мы отметили и наших лучших педагогов, в том числе и учителя физкультуры Александра Валерьевича Бушуева. Ведь именно благодаря его стараниям наша школа 3 года подряд выигрывает ежегодные военно-полевые сборы ЯМР «Герой России». Ему же школа обязана большим количеством учеников, увлечённых спортом. 

В Доме культуры посёлка как обычно собрались все жители Ярославки, чтобы принять участие в этом празднике и порадоваться за успехи своих детей, оценить их таланты.

Педагог во всей красе

Понять значимость конкурсов в жизни педагога может в полной мере только тот, кто сам однажды принял участие в профессиональном конкурсе, кто был в группе поддержки, помогал советом или делом. По большому счёту не так уж важны победы и призы - важна сама атмосфера интеллектуального напряжения, единения, сотворчества. Подобные мероприятия требуют огромных затрат - интеллектуальных. Ведь они рождают уверенность в собственных силах и устремляют вперед.

У каждого педагога рано или поздно появляется потребность представить свой профессиональный опыт, поучаствовав в том или ином педагогическом конкурсе. Возникает это желание либо самостоятельно, осознанно и мотивированно, либо профессиональное окружение педагога постепенно или иногда одномоментно стимулирует и формирует это желание. Понятно, что заставить педагога участвовать в конкурсном движении сложно, но можно. Однако есть ли такая необходимость? Можно ли в этом случае получить качественного участника конкурса?

На мой взгляд, взгляд руководителя школы, культуру, равно как желание и понимание необходимости участия в конкурсном движении, нужно формировать у педагога целенаправленно, планомерно и размеренно, но обязательно опережая зону его ближайшего развития как профессионала.

В муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя школа посёлка Ярославка» Ярославского муниципального района работает коллектив из 70 человек. Из них 44 педагога: учителя, специалисты службы сопровождения и воспитатели. Практики проведения внутришкольных конкурсов педагогического мастерства в нашем учреждении, к сожалению, нет: кому и с кем соревноваться, когда все как на ладони и практически однозначно определены педагоги-лидеры и педагоги-мастера? А вот конкурсы другого уровня позволяют учителям проявить себя во всей красе.

Так, в 2017-2018 учебном году мы получили превосходные результаты в конкурсах профессионального мастерства: Писарек Мария Алексеевна  заняла 2-е место в конкурсе «Дебют года», Закирова Екатерина Александровна стала победителем муниципального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России».

Сейчас, например, мы готовимся к конкурсу «Сельский учитель в большой России». Наша цель - войти в тридцать лучших педагогов страны и поехать на президентский грант в Санкт-Петербург.

У нас нет выходных и праздников - мы постоянно в движении, постоянно принимаем участие в интересных мероприятиях. Из года в год ездим на «Ярославскую уху», проводимую в рамках «Валенки-шоу», и побеждаем там.  В этом году в проводимой в Дёмино  «Заварухе» взяли приз «За оригинальное оформление-2018», ну, и так далее.

Как мы в своем коллективе формируем желание, потребность, понимание необходимости и затем культуру участия в конкурсном движении?

Я склонна считать, что если руководитель образовательной организации не заинтересован в культивировании конкурсного движения в своём учреждении, то ждать, что всё это придет само, очень трудно. Кто-то из педагогов в силу высокой потребности в саморазвитии будет искать и находить подходящие для него конкурсы, а подавляющему большинству педагогов - простите за прямоту, но это так! - эта ситуация будет очень удобна. Не трогают, и ладно! К счастью, таких педагогов и директоров в нашем регионе не так много…

Но всё-таки такие люди есть. Кому-то сложно систематизировать накопленный педагогический опыт. Других пугает огромное количество материала для предоставления своего опыта. Это болевые точки и как следствие нежелание участвовать в профессиональных конкурсах. На этот случай у меня есть предложение: ввести в образовательных учреждениях должность «координатора конкурсов».

Педагоги вкладывают все силы в своих учеников. Фото: Из личного архива/ Наталия Петрушова

Зачем директору конкурс

Зачем руководителю образовательной организации нужно конкурсное движение? Во-первых и в-главных, оно необходимо ему как мотиватору педагогического коллектива на рост, развитие и движение в профессии.

Но если руководитель, именно как руководитель, а не педагог, сам не участвует в профессиональных конкурсах, то ему сложно выполнять роль вдохновителя.

Я, как директор школы, с 2010 года участвую в конкурсах на статус «Лучшая сельская школа», «Новаторство в образовании», «100 лучших предприятий и организаций в  России» и многих других. Пишу эссе и заполняю огромные таблицы по учреждению, печатаю статьи. Лично выступаю на конференциях в Москве, Санкт-Петербурге, в Ярославском районе.

Можно по-разному относиться к конкурсам, принимать или не принимать их, поддерживать и игнорировать. Но, думаю, сложно отрицать то, что ситуация конкурса - это мобилизация внутренних ресурсов, необходимость точного расчёта времени, огромное психологическое напряжение.

Главный принцип своей работы вижу в создании ситуации успеха: осторожно и бережно помочь школьнику и педагогу раскрыться, вселить уверенность, дать возможность почувствовать свою самоценность. Человек рождается не для поражений, а для побед. Человек рождается для успеха! Каждый день, идя в школу, я хочу только одного: чтобы мои ученики и учителя, испытав успех, поверили в себя. Не только красота, но и вера должна спасти мир. Верьте в себя - и всё у вас получится!

Лиц. № 65/14 от 28.03.2014 г.

Смотрите также: