Накануне Дня учителя стало известно, что Елена Резчикова - учитель истории и обществознания из Углича, представляющая нашу область на федеральном этапе конкурса "Учитель года", - вошла в число пятнадцати лучших учителей России. К сожалению, она не стала обладателем хрустального пеликана. Но зато Елене Александровне, единственной из всех конкурсантов, был вручен приз "Учительской газеты" - ноутбук.
Заключительный этап конкурса "Учитель года" на этот раз прошел в Челябинске - на родине победителя прошлого года. Пока названы только имена пяти лауреатов. Во время награждения председатель Большого жюри - ректор МГУ Виктор Садовничий - передал министру образования и науки РФ Андрею Фурсенко запечатанный конверт, в котором указано имя абсолютного победителя. Интрига сохранится до 2 ноября - дня оглашения имени в Кремлевском дворце.
Учителя Ярославской области уже давно не попадали в пятнадцать лучших. Елену Резчикову, сумевшую обойти многих своих соперников, отметили все члены Большого жюри. Об этом нам рассказал входивший в его состав ярославский учитель Михаил Нянковский. Причем стаж Елены Александровны - всего пять лет. А ее соперники проработали в школе по десять, пятнадцать и даже тридцать лет.
В своей работе Елена Резчикова следует девизу: "Душа ребенка - это не сосуд, который нужно наполнить, а светильник, который нужно зажечь". В коллегах она больше всего ценит чувство юмора. Но вместе с тем призывает учителей серьезно относиться к профессии, ведь цель работы педагога - "тонкое, ювелирное развитие заложенных в ребенке способностей души, что требует не энциклопедического образования, а напряженного, кропотливого труда, постоянного самосовершенствования". Так Елена Александровна написала в эссе "Моя педагогическая философия". А мечта Елены Резчиковой - побывать не менее чем в 33 странах. Возможно, частично свою мечту она осуществит, поскольку стала победителем конкурса на получение денежного поощрения в рамках реализации национального проекта "Образование".
Всего в Ярославской области 74 учителя получат денежное вознаграждение в размере 100 тыс. руб. каждый. Большинство среди них, конечно, женщины. Только тринадцать преподавателей мужчин оказались в числе награжденных. Самым представительным стал клан биологов - их одиннадцать среди призеров. Много учителей географии, начальных классов, русского языка и литературы, истории и обществознания. Самые малочисленные категории - преподаватели музыки, МХК и физкультуры. Всего один учитель-дефектолог попал в список награжденных. Большинство победителей не из глубинки, а из районных центров.
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко недавно высказал мнение, что в результате реализации проекта "Образование" в обществе стало меняться отношение к образованию. Мы решили спросить у призеров (то есть у тех, кого трудно заподозрить в обиде на родное министерство), действительно ли отношение к образованию в нашем обществе изменилось, а профессия учителя становится престижной.
Валерий Мусинов, учитель математики Угличского физико-математического лицея:
- Чтобы профессия учителя стала престижной, нужна систематическая работа. Сфера образования не была в числе приоритетных на протяжении нескольких десятилетий. За полгода кардинально ничего изменить невозможно. Частично ситуация немного улучшилась после введения нормативного финансирования, особенно в больших школах. Что касается премии в рамках проекта "Образование" - на мой взгляд, она не отразилась на общественном отношении. Большая часть населения даже не очень понимает, в чем суть национального проекта. А о получивших премию думают: им просто повезло. Но если данный проект не просто предвыборная акция, то он может повлиять на отношение к профессии педагога в будущем.
Надежда Ванцаева, учитель русского языка и литературы Пречистенской СОШ Первомайского района:
- В школе я работаю уже 25 лет, меня почти все знают в нашем поселке. Но после того как обо мне прошел сюжет на ТВ, меня поздравляли на улице даже незнакомые люди. Это приятно, конечно. Но в полном объеме проблемы в образовании награждение лучших учителей не решит. После окончания педвузов выпускники не идут в школу. У нас в Пречистенской только десятая часть коллектива - молодые специалисты, остальные педагоги - почти все предпенсионного возраста. Кто сейчас захочет получать три тысячи в месяц - это потолок для начинающего педагога.
Олег Иванов, учитель истории средней общеобразовательной школы N2 Данилова:
- Престиж профессии - это серьезная проблема, требующая комплексного решения. А премия - это конкретное достижение конкретного педагога, то есть своеобразная констатация факта: да, есть у нас лучшие педагоги. Но судя хотя бы по тому образу, который создают художественные фильмы - с массой ошибок, демонстрирующих полное незнание особенностей школьной жизни, - можно сказать: отношение к профессии в обществе никак не меняется. Судя по содержанию разных вымученных ток-шоу, основанных на сплетнях и домыслах, никто и не пытается всерьез говорить о проблемах образования. По большому счету эти проблемы не решаются. Скажем, никакой конкурентной среды в образовании так до сих пор и не создано.
Михаил Нянковский, учитель литературы СОШ с углубленным изучением отдельных предметов "Провинциальный колледж" Ярославля, первый и пока единственный победитель конкурса "Учитель года" из Ярославской области:
- Говорить о том, что в образовании что-то изменилось, слишком рано. Изменилась лишь участь нескольких педагогов, которым дали премию. Эти учителя получат возможность развиваться, купить тот же компьютер, например. Но проблемы в образовании слишком глубоки, чтобы все решить одними премиями. И уровень подготовки кадров пока еще отстает от ожиданий общества. Тем более нельзя рассчитывать, что молодые талантливые педагоги побегут в школу в надежде лет так через двадцать получить эти 100 тысяч. Нужно коренным образом изменить систему оплаты труда в образовании. В медицинской отрасли, мы видим, повышение зарплаты даже не всем, а некоторым из врачей привело к тому, что остановился отток специалистов.