Шесть ошибок взрослых. Как родителям не испортить детскую игру

Обычная игра даёт ребёнку больше, чем занятия на развитие интеллекта. © / Екатерина Закирова / Из личного архива

Игра - ключ к умственному и физическому развитию малыша, она помогает ему всесторонне и гармонично развиваться.

   
   

Вот только в эпоху настоящего изобилия прекрасных игрушек, направленных на развитие сюжета, творчества и фантазии, у современных детей почему-то с этим большие проблемы. А все потому, что мы сами отбиваем у наших детей охоту играть, считает воспитатель 1-й квалификационной категории, победитель муниципального и финалист регионального этапа конкурса «Воспитатель года России-2018» Екатерина Закирова.

Ошибка 1. Мы покупаем много игрушек не ребёнку, а себе. Вместо того чтобы купить ребёнку ту игрушку, которая ему нравится, взрослые покупают то, что нравится именно им.

Совет. Пусть лучше игрушек будет немного, но они будут тщательно подобраны. Покупайте простые игрушки, которые дают возможность проявить фантазию и воображение. Обычные машинки с этой точки зрения лучше тех, что работают на батарейках. А простая кукла лучше говорящей. Чтобы ребёнок не пресытился обилием игрушек, разделите их на три части. Две из них уберите подальше от детских глаз. Как только заметите, что какая-то игрушка ему надоела, он с ней больше не играет, замените её подзабытой.

Ошибка 2. Мы лишаем ребёнка свободы и инициативы. Беззаботная детская праздность, полезное «ничегонеделание», возможность просто поскучать и пофантазировать кажутся взрослым пагубными и нездоровыми состояниями.

Совет. Предоставьте малышу максимум свободы для самостоятельных игр и исследований. Полезно запланировать время для совместных неспешных прогулок в парке, во время которых можно рассматривать облака, наблюдать за птицами и т. д. Не пренебрегайте возможностью поболтать с ребёнком перед сном, послушать придуманные им истории.

Ошибка 3. Мы доверили детей «теленяне». Уже с 1,5 лет малыши смотрят мультики, в 3 года осваивают компьютерные игры. Результат - проблемы с концентрацией внимания, воображением, логикой, трудности в общении. Малыш привыкает получать готовые решения, становится творчески пассивным.    
   

Совет. Контролируйте просмотр передач по жанру и ограничивайте по времени. Помните, что у телевизора ребёнок может проводить от 15 до 40 минут в день в возрасте 2-5 лет и не более одного часа в день, если он старше 5 лет. Детям до 2 лет телевизор противопоказан!

Ошибка 4. Мы отдаём предпочтение обучению, а не игре. Чрезмерное увлечение ранним интеллектуальным развитием ведёт к перенапряжению малыша. Ребёнок в своём развитии последовательно проходит стадию за стадией. И игровая деятельность - одна из них. Ни занятия, ни учёба не могут дать в возрасте от 0 до 5 лет столько, сколько легко и непринужденно даёт игра.

Совет. Предоставьте малышу безопасное пространство (двор, лес, парк, комнату), необходимые предметы, игры и игрушки, время для себя самого и свободу самовыражения.

Ошибка 5. Мы перестали подавать пример, идеи. Чтобы организовать любую игровую деятельность, нужен образец. И дать его - наша с вами задача.

Совет. Время от времени интересуйтесь, чем занят сейчас ваш малыш. И по ходу дела непринуждённо и ненавязчиво делитесь с ним возникшими у вас идеями. Малыш творчески претворит вашу идею, повернув свою игру в новое русло.

Ошибка 6. Мы воспринимаем игру с ребёнком как обязанность. Мало кто может похвастать тем, что он обожает играть с детьми. Но когда мы начинаем воспринимать игру как обязанность, именно с этого момента она перестает быть игрой. Будьте уверены: дети интуитивно почувствуют отсутствие энтузиазма, и это лишит их огромной части удовольствия от игры.

Совет. Не любите играть - не играйте. Просто будьте рядом. Расположитесь на полу в комнате ребёнка, чтобы он в любой момент мог задать вам вопрос или похвастать результатом своей деятельности. Интересуйтесь его игрушками. Они составляют основную часть его жизни и очень для него  важны.

Летний вечер с ребёнком-дошкольником

Как стать другом своему ребёнку, рассказывает воспитатель МОУ «Средняя школа посёлка Ярославка» Татьяна Новикова.

Летние трудовые будни у большинства родителей проходят одинаково - после работы нужно зайти в магазин, в детский сад за ребенком, а дома ждёт множество хозяйственных дел, и ещё хочется уделить время себе.

Маленькие дети, не вникая во все происходящее, требуют к себе внимания, тем самым отодвигая домашние хлопоты на второй план. «Налей попить! Поиграй со мной! Мне скучно!» - пожалуй, каждый родитель испытывает это на себе ежедневно. Стресс неизбежен.

В такой ситуации взрослые часто срываются и выплескивают негатив, накопившийся за весь день, на свое дитя. А если ещё в дошкольном возрасте не стать ребёнку другом, то в дальнейшем вы не будете в курсе событий, происходящих в его жизни. Тем самым не сможете повлиять на его воспитание, подсказать в нужный момент, как поступать в той или иной ситуации.

Если у ребёнка что-то не получилось в течение дня, то дома ему хочется получить поддержку и защиту. Не ругайте его просто так, только потому, что мешает вам отдыхать, приласкайте его, выслушайте проблемы, найдите интересное для своего чада занятие. Такая модель поведения будет комфортна как для родителей, так и для детей.

Из моего опыта работы хочу предложить несколько добрых советов:

  • Не забывайте хвалить детей даже за незначительные достижения: нарисовал рисунок, построил башню из кубиков, если даже потом ее сломал, и др.
  • Не оставляйте все домашние хлопоты на выходные, чтобы больше времени оставалось на совместный отдых.
  • Не обязательно вести детей на аттракционы. Можно вместе погулять в парке, покататься на велосипеде, понаблюдать за жизнью насекомых и т.п.

Только в гармоничной семье (даже неполной), где царят терпение, уважение, взаимопомощь, любовь друг к другу, человек получает полноценный отдых, чувство защищённости, а ребёнок может научиться быть счастливым, уверенным в своих силах, принятием себя как личности.

Лицензия №65/14 от 28.03.2014 г.

Смотрите также: