Неуправляемые. Психолог Валентина Шелкова о жестокости подростков

Недавно все россияне были шокированы случаем в одной из московских школ: ученик старших классов застрелил своего учителя, с которым якобы у него произошёл конфликт из-за оценок. Почему дети становятся жестокими и агрессивными по отношению к сверстникам и взрослым, рассказала кандидат психологических наук Валентина Шелкова.    
   

Юлия Терещенко, «АиФ-Ярославль»: Валентина Анамовна, что подростка может подтолкнуть к жестокости и насилию?

Валентина Шелкова: Много причин, но в случае, который вы обозначили, и довольно часто - это высочайшая степень напряжения. А поводом к агрессии может послужить многое, даже невольно высказанное слово или действие. Когда повод ложится на большое напряжение, которое испытывает подросток, тогда и может быть агрессивная реакция. Иногда такое состояние психологи обозначают как «непереносимое» напряжение человека, с которым самому справиться сложно.

- Сталкивались ли вы в вашей практике со случаями неоправданной агрессии со стороны подростков по отношению к сверстникам, учителям или родителям?

- К сожалению, да, вот только термин «неоправданная» применим не ко всем случаям. Агрессия подростка или взрослого всегда опасна и неприятна, но разница в том, что подросток часто ещё не умеет себя контролировать, его реакции спонтанны в силу возраста, и он не всегда может управлять своими эмоциями. Задача взрослых - учить детей правильно реагировать на разные жизненные случаи, в том числе и собственным поведением.

- Вы согласны, что агрессивными детей делают также телевидение и компьютерные игры?

- Всё зависит от степени зрелости человека, от его ценностей и отношения к жизни. Не стоит воспитывать только запретами, поскольку найдётся тысяча способов, чтобы преодолеть запрет. Нужно помнить, что и Интернет и телевидение влияют на сознание ребёнка не больше, чем семья и друзья. Но если семья не авторитетна для подростка, приятелей нет вообще и жизнь только в Интернете, то здесь можно говорить о влиянии, зависимости и даже некотором программировании человека.    
   

- Часто подростки обращаются за помощью к психологам?

-Не так часто, как хотелось бы, несмотря на обилие проблем. Чаще они считают, что это у взрослых проблемы, а не у них. Правда, есть молодые люди, которые видят, что зашли в тупик, но таких меньшинство. В последнее время доминирует проблема поведенческих отклонений, так называемые «неуправляемые» дети. Это учащиеся начальных и средних классов. Они никого не слушают, не признают никаких авторитетов, на слова взрослых никак не реагируют и делают то, что пожелают.

- Почему же родители потеряли авторитет у детей?

- Это происходит по многим причинам. Одна из них - система воспитания в семье и школе не соответствует современным детям и не успевает за их развитием. Нужны нестандартные решения и нетрадиционные идеи. Ведь как у нас заведено? Если школьник провинился, его отправляют к директору, или вызывают родителей, чтобы они дома с ним разобрались или наказали. Взрослым кажется, что так они решили проблему. Но это не работает, потому что необходимо разбираться в причинах действий и поведения ребёнка.

При воспитании детей и мальчикам и девочкам нужно предоставлять выбор. Для современных детей это очень актуально, но взрослые к этому не готовы. Если раньше подростка можно было не спрашивать о том, что для него лучше, то сейчас если не обсуждать и не учитывать его мнение, то можно столкнуться с протестной реакцией и породить конфликт. Когда родители интересуются жизнью ребёнка, его чувствами и желаниями, обсуждают и принимают их во внимание, у того возникает ощущение, что его мнение значимо. К сожалению, сейчас в воспитании вместо душевности доминируют контроль и управление, с одной стороны, или равнодушие и занятость родителей - с другой, а это трудный путь, и иногда он ведёт в тупик.

- Кажется, что у современных детей есть всё, какие у них проблемы?

- На самом деле их жизнь нелегка. К ним предъявляют огромное количество требований. Ребёнок должен учиться, посещать несколько секций и образовательных учреждений, должен соответствовать разным требованиям или быть преемником в своей семье, что лишает его собственного выбора.

К эмоциональному «взрыву» ведёт и то, что ребёнка окружает множество людей, а поделиться личными переживаниями не с кем. Ведь либо осудят, либо расскажут другим, высмеют или не поймут. Мы каждый день работаем с подростками и знаем, что многие из них не доверяют взрослым ни в семье, ни в школе. Уровень доверия сохраняется до начальной школы, а потом постепенно снижается. Во многих семьях доверие утрачено полностью, складывается впечатление, что люди живут автоматически, неосознанно.

- Какие ошибки совершают родители в воспитании детей?

- Главная ошибка - это воспитание, в котором нет любви. Многие родители проявляют свою любовь к ребёнку условно. Тогда дети приучаются к некоторому обмену: мама меня поцелует, если я сделаю то-то, а папа купит, что я хочу, если сделаю, как он велит. Для некоторых взрослых безусловная любовь является трудностью, поскольку они сами так росли.

Детей нужно слушать и слышать, а также обращать внимание на их эмоциональное состояние. Первостепенная задача семьи - уметь чувствовать, замечать напряжённость у ребёнка и помогать с нею справляться.

- Почему некоторые ребята становятся изгоями среди своих сверстников?

- Такое бывает очень часто, потому что у нас не любят индивидуальность, уникальность. Наоборот, и в семье и в учёбе принято не выделяться. Если человек больше молчит, чем говорит, его будут отрицать в классе. Сигналы жёстокого поведения можно разглядеть заранее, но не стоит сразу наказывать.

Необходимо очень корректно выяснить причины поступка и определить состояние ребёнка. Вряд ли взрослые сами себе будут, к примеру, пломбировать зубы - пойдут к врачу, а в воспитании почему-то считают - можно и так обойтись. Если родителям трудно справляться самим, нужно обращаться к специалистам, а не ждать, когда беда грянет.

Досье

Валентина Шелкова родилась в Ярославле. Закончила факультет психологии в Ярославском государственном университете им. П.Г. Демидова. Директор центра «Доверие». Кандидат психологических наук, имеет высшую квалификационную категорию.

Как распознать нервного ребёнка и на что родителям надо обратить особое внимание при его воспитании?

Признаки врождённой детской нервности

  • Нарушения сна.  Ребёнок с трудом засыпает,  просыпается с плачем. Сон беспокойный.
  • Контрастность поведения.  Ребёнок может быть агрессивен, драчлив, несговорчив - в то же время высокочувствителен, обидчив.
  • Эмоциональная нестабильность.  Резкие перемены  настроения  от веселости к гневу и слезам.
  • Чрезвычайная подвижность:  беспокоен, непоседлив, «вертится на стуле», наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах.
  • Убыстренное психоречевое развитие.  Может самостоятельно  научиться читать, знает много стихов, охотно разговаривает с взрослыми.
  • Перевозбудимость и предрасположенность к аллергическим реакциям.
  • Сверхчувствительность:  ребёнок повышенно реагирует на внешние раздражители,  может беспокоиться от  шума, яркого света, определенных запахов.
  • Нарушение терморегуляции: частое «беспричинное» повышение или понижение температуры тела.

Рекомендации родителям

Общение с  такими  детьми требует деликатности и такта.  Основная задача - не изнеживать ребёнка,  но и не воевать с ним.  Следует  помнить,  что  обычные раздражители могут быть для него слишком сильными. Поэтому тишина,  спокойное,  сдержанное поведение взрослых - условие его спокойствия и сдержанности. В шумной семье такой ребёнок будет неизбежно перевозбуждаться.

Родителям нужно  стараться делать ребёнку меньше замечаний,  хотя его поведение их постоянно провоцирует.  Дети такого типа предрасположены к истерическому реагированию,  демонстративному поведению. Нельзя позволять ребёнку добиваться желаемого с помощью истерических выходок.

Родители должны  уметь отделять важные,  принципиальные моменты в воспитании от второстепенных.  На «мелкие» проступки ребёнка лучше вообще не обращать внимания.  Реагировать следует только на те действия, которые могут причинить реальный вред или быть опасными для самого ребёнка или окружающих.

Такого ребёнка ни в коем случае нельзя воспитывать  эгоцентрически, как единственную радость. Его хвалят, но не чрезмерно, за действительные достижения.  Его не демонстрируют гостям, как вундеркинда. Такие дети часто предпочитают общаться со взрослыми,  поэтому важная задача для них - освоить равноправное общение со  сверстниками.  Хорошо, если  у  него в окружении будет 2-3 спокойных,  уравновешенных ребёнка его возраста.

Нервные дети  быстро устают,  поэтому им не рекомендуется большое скопление людей, шумные массовые развлечения. Как можно меньше времени следует проводить у телевизора,  компьютера. Из телевизионных программ можно разрешить смотреть только мультфильмы, передачи для детей.

Родителям нужно проявлять терпение, контролировать своё поведение по отношению к ребёнку.  Спокойствие родителей передается таким  детям так же,  как и их собственная нервность и возбудимость.

Если родители способствуют развитию у ребёнка эгоизма,  вспыльчивости,  капризности, чрезмерной  требовательности к окружающим,  они столкнутся с отклоняющимся поведением сына или дочери,  когда  те  достигнут  подросткового возраста.

Где детям и подросткам искать помощи?

Современное общество ожесточилось и озлобилось, наши дети страдают не только от недостатка любви и ласки, но и от жестокости. Кула обращаться детям за помощью? Подробнее>>