Кто патриот? Как хранят историю и воспитывают патриотизм в Ярославле

Патриотизм у молодёжи нельзя воспитать, лишь включив в бюджет строчку «патриотическое воспитание». © / Елена Иванова / АиФ

О памятниках и не только мы попросили рассказать Александра Богатырёва, заместителя председателя областного общества инвалидов, известного ярославского блогера и журналиста.

   
   

Кому памятник?

Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»: Александр Михайлович, памятник Ивану Грозному, который недавно установили в Орле, с нетерпением ждали патриотически настроенные граждане. А в Ярославле планируют установить памятник Екатерине II - скульптуру пообещал подарить городу Зураб Церетели. Как вы считаете, это будет способствовать воспитанию в ярославцах чувства гражданственности и патриотизма?

Досье
Александр Богатырёв родился 19 ноября 1952 года в Приморском крае. В 1967 году получил травму и остался инвалидом на всю жизнь. В 1975 году окончил ЯГПИ им. К.Д. Ушинского. Работал корреспондентом в различных изданиях. В 2001 году был избран заместителем председателя ЯОО ВОИ. Удостоен Почётного знака и звания «Почётный член ВОИ».
Александр Богатырёв: Установка любого памятника может рассматриваться как показатель вполне определённых настроений в обществе. Как некий символ того, какие исторические примеры, какие личности мы берём за образец. Не зря Иван Васильевич так нравился Иосифу Виссарионовичу. Нравился, надо полагать, тем, как в борьбе за величие державы Грозный царь за ценой не стоял, не щадил ни врагов, ни друзей, резонно полагая, что у самодержца друзей нет, а могут быть только верноподданные. Которые в любой момент глотку друг другу порвать готовы, повинуясь мановению державного перста. Ибо только так можно сохранить и место у подножия трона, и саму жизнь свою.

Показательно, что воздвижением сего монумента мы во многом обязаны губернатору Орловской области, который выстраивает такую вот преемственность хранителей русской государственности: Иван Грозный - Пётр Великий - Сталин. То есть вместо Маркса и Энгельса теперь самодержцы российские. Такое вот «импортозамещение».

Вообще, патриотом сегодня у нас быть модно. И, как всякая мода, такой патриотизм имеет оттенок карнавала, чего-то показушного, рассчитанного на внешний эффект. Причем, как всегда, особо рьяно следуют требованиям моды те, кому нечего предъявить, кроме каких-нибудь необыкновенных штанов. Вот и развелось среди политиков слишком даже таких вот «патриотов», которым нечего предъявить, кроме своего такого показушного патриотизма, патриотизма для галочки, для того, чтоб в соответствующей графе предвыборной анкеты стояло «патриот».

И тут любой повод сгодится. В Орле Ивану Грозному памятник назло гнилым интеллигентам поставили, в Москве князю Владимиру в противовес киевскому, в Челябинске Столыпина в бронзе установили - все сплошь государственники, так что не подкопаешься.

А ярославцы чем хуже? И вот уже некая группа неуёмных активистов предлагает установить памятник Екатерине Великой. Да оно бы и ничего, только причём здесь воспитание патриотизма и гражданственности? Все эти памятники роднит одно - они неинтересны с точки зрения искусства. Чувство гордости за державу российскую можно испытывать, стоя перед «Медным всадником» в Питере. А что можно испытывать, стоя на автобусной остановке и упираясь взглядом в самый тыл «мужику с тортом» посреди площади Богоявления?    
   

Кто за вождя?

- Почему многие ярославцы до сих пор ратуют за «возвращение Сталина»?

- Знаете, я бы не делал из общеупотребительной фразы «Сталина на вас нет» в адрес зажравшегося чиновника вывод о существующем будто бы в народе желании возврата в сталинские времена. Скорее, это выражение отчаяния рядового нашего человека от унизительного чувства полного бессилия перед чиновным произволом и коррупцией, пронизавшей всё общество. Ну, нет уже сил терпеть полнейшую безнаказанность всей этой чиновной своры, без зазрения совести жирующей на глазах у людей, считающих каждую копейку. И возникает вот такое настроение, когда уже всё равно, хоть Иван Грозный, хоть Сталин, но пусть придёт и положит какой-то предел этому разгулу произвола и вседозволенности сегодняшних «бояр». Вот уж он-то, родимец, заставит пусть не за совесть, так хоть за страх как-то умерить аппетиты всех этих нынешних хозяев жизни.

И это очень опасно. Потому что на таком фоне любые меры руководства по закручиванию гаек встречаются в массах «на ура». А по нашему обычаю потом эти меры бьют, прежде всего, по тем самым массам, которые так их жаждали. Поэтому всем нам давно пора успокоиться.

- В Ярославле на доме, в котором жил Борис Немцов, вот уже во второй раз пропадает мемориальная доска. Как вы думаете, кто против увековечения памяти Немцова?

- При существующем сегодня в нашем обществе идейно-политическом разброде и взаимном ожесточении противоборствующих сторон личность Бориса Ефимовича является для одних знаменем борьбы, для других - ненавистным символом. А поскольку культура дискуссии пребывает у нас на первобытном уровне, то мы имеем все эти непристойные пляски на костях. Когда одни намеренно провоцируют, а другие с готовностью на эту провокацию поддаются. Нужна доска или нет, следует решать всем ярославцам, а не дюжине патентованных «борцов с тоталитаризмом». С другой стороны, воевать с погибшим - занятие просто недостойное. Кому-то эта доска глаза мозолит?

Отворачивайтесь, когда мимо проходите. Давайте всё-таки приучать себя жить по закону, а не по понятиям той или другой стороны. И если эта мемориальная доска будет установлена по закону, то уже дело полиции обеспечить её сохранность.

К кому любовь?

- Как вы оцениваете недавний скандал в Ярославле, когда глава городского департамента образования распорядился развесить во всех школах и детских садах портреты главы региона, мэра и самого себя. Против этой инициативы выступил губернатор, а, может, зря? Может, таким образом воспитывается патриотизм в самых маленьких членах нашего общества?

- У нас слишком часто путают любовь к Родине с любовью к начальству. Причём нередко это делается c вполне очевидным расчётом: в общем ряду и свой портретик как-нибудь пусть сбоку, но присобачить.

В результате получился скверный анекдот, который стал тем более скверным, когда крайним выставили того самого столоначальника, от имени которого и была спущена «на места» пресловутая бумажка.

Кстати, ведь всё это уже было. И дедушка Ленин с ласковым прищуром глядел на детсадовскую малышню из каждого угла, и любимый Сталин с трубкой по-отечески улыбался школьникам с каждой тетрадной обложки. Здесь только начать стоит. И если где-то повесили четыре портрета в ряд, то уже в другом три не повесишь, ибо тут же усмотрят в этом намеренное умаление достоинства отсутствующей персоны.

И никаким воспитанием патриотизма здесь и не пахнет. Это воспитание чинопочитания с младых ногтей. Как учил герой Георгия Вицина в известном фильме: «Начальство надо знать в лицо!»

- Каким героическим событиям или историческим личностям вы бы установили памятники в Ярославле? Или патриотизм стоит воспитывать как-то по-другому?

- Я не очень верю в патриотизм, который «воспитывают». Потому что обычно под этим подразумевается отдельная строчка в бюджете по графе «патриотическое воспитание».

У нас сегодня чертова прорва деятелей, которые любят Родину за деньги, причём деньги весьма немалые. Простите, но любовь за деньги - это не патриотизм, эта профессия по-другому называется.

Если уж говорить о том, какой памятник хотелось бы видеть именно в Ярославле, то таким мог бы, на мой взгляд, стать памятник жертвам революции и Гражданской войны. Всем, белым, красным, прочим. Не знаю, каким должен быть такой памятник, но чтоб на нём были выбиты строки поэта Ивана Савина: «Всех убиенных помяни, Россия, Егда приидеши во царствие Твое». Это лучшее из того, что было написано о Гражданской войне. И аккурат об этом следует нам всем помнить.

Александр Богатырёв родился 19 ноября 1952 года в Приморском крае. В 1967 году получил травму и остался инвалидом на всю жизнь. В 1975 году окончил ЯГПИ им. К.Д. Ушинского. Работал корреспондентом в различных изданиях. В 2001 году был избран заместителем председателя ЯОО ВОИ. Удостоен Почётного знака и звания «Почётный член ВОИ».

Смотрите также: