Не только «Вечера на хуторе». Филолог — о Рождестве в литературе

Рождество пронизывает русскую литературную традицию. Этот праздник — воплощение надежды и обновления жизни. Писатели не раз обращались к теме, передавая то светлую радость, то глубокие переживания.

   
   

Кандидат филологических наук, преподаватель ЯГПУ им. К.Д. Ушинского Маргарита Пономарева отметила, что в литературе XIX века даже сложился целый жанр рождественского рассказа: действие в повествовании должно происходить в Рождество или Новый год. Сюжеты произведений подразумевают, что в конце произойдет чудо.

В материале материале yar.aif.ru — подборка из пяти произведений, в которых Рождество становится центром повествования. 

Александр Куприн «Чудесный доктор»

Маргарита Гелиевна указала, что одним из известных примеров рождественских рассказов является «Чудесный доктор». У семьи Мерцаловых идет череда несчастий. Все настолько плохо, что глава семьи хочет свести счеты с жизнью. 

Практически как чудо появляется этот доктор — профессор Пирогов. Он осматривает больную дочь героя, дает деньги, сам лечит ее, и все это разворачивается как раз на фоне наступающего Рождества. 

Чудо, которое принес доктор, сопоставимо с чудом «благодетельного ангела»: дети выздоравливают, а Мерцалов находит работу.

Федор Достоевский «Мальчик у Христа на елке»

В произведении Федора Михайловича действие разворачивается накануне Рождества. Осиротевший мальчик впервые попадает на праздничную елку, на которую его зазывает неизвестный голос. Дети сообщают: это «Христова елка», которая проводится «для маленьких деточек, у которых ничего нет».

   
   

Однако все эти дети — погибшие, и все они здесь — ангелы. С мальчиком, можно сказать, произошло чудо: ничего более прекрасного в своей жизни он просто не видел, и всем им здесь хорошо. Однако ребенка больше нет в живых. Это одно из наиболее трогательных произведений русской литературы, пронизанное светлой грустью. 

Николай Гоголь «Ночь перед Рождеством»

Как поясняет преподаватель, Рождество в русской литературе — праздник «на стыке»: он важен для христиан, но также пересекается с славянскими языческими праздниками.

В повести Гоголя Рождество связано не столько с крестьянскими, сколько с языческими традициями. Открывается граница между реальным человеческим миром и миром нечеловеческим: черт оказывается на земле в канун Рождества, когда у славянских язычников открывается Ирий, потусторонний мир.

Это не самый традиционный образ Рождества, хотя он не противоречит каноническому, так как Рождество все равно остается очень светлым праздником, который показывает торжество человека, то есть торжество сил добра.

Антон Чехов «Ванька»

В понимании рассказа Чехова важна атмосфера Рождества. Мальчик Ванька пишет письмо деду: ребенок должен быть среди близких ему людей, испытывать вот такое вот душевное просветление, но единственные воспоминания, которые есть у него в душе и которые он записывает на бумаге, это: «Милый дедушка, <...> возьми меня отсюда домой».

Получается, что атмосфера праздника не возникает, а письмо Ваньки воспринимается еще более горьким. 

Просьба ребенка о том, чтобы дедушка его забрал, — это такая мольба о чуде, которое должно произойти на Рождество. Ванька в нее искренне верит. Но чудо должен совершить не ангел, а дедушка.

Иван Шмелев «Лето господне»

Это уже не рождественский рассказ, а роман, написанный как воспоминания мальчика Вани о важных событиях детства. В основном, это моменты, связанные с праздниками, в том числе с Рождеством.

Рождество для него — это елка, подарки, близкие люди, семья; это праздник, который очень долго ждут. Образ Рождества формируется не только через конкретные реалии, но и через запахи: Ваня вспоминает, какими запахами наполнялся дом. Сложно сказать, что важнее: сам праздник или его ожидание.

Но главный герой так и не дожидается Рождества, хотя оно в его жизни все равно состоялось, потому что это — светлое настроение и такая открытость миру, которая позволяет празднику произойти в его душе.