Не для «чайников». Секреты зимнего вождения

Надежда Кузьмина / АиФ

Управлять автомобилем зимой - задача непростая даже для опытного водителя. Движение по заснеженным дорогам требует определённых навыков и умений.

   
   

О том, что надо помнить автолюбителям и каких правил придерживаться, садясь за руль в холодное время года, рассказала призёр этапов чемпионата и Кубка России по ралли Юлия Шатохина.

Юлия Шатохина считает, что заносы допустимы только на гонках. Фото: Из личного архива/ Илья Бесхлебный

Лопата в багажнике

«АиФ-Ярославль»: Как подготовить свой автомобиль к морозам?

Юлия Шатохина: Зима, как много в этом слове! Постоянные перепады температуры, повышенная влажность, сильные морозы - всё это предстоит пережить «железному коню». Есть основные правила подготовки машины к зиме: проверить АКБ (аккумуляторная батарея), систему охлаждения, тормозную систему; проверить и при необходимости заменить моторное масло; обработать замки и резиновые уплотнители; при необходимости защитить кузов от реагентов, соли, песка; запастись средствами для очистки стекол и откапывания авто из-под снежных завалов. С учётом чистки наших дворов в прежние годы не помешает и лопата в багажнике.

- Каких главных принципов должен придерживаться водитель зимой на городских дорогах?

- Первый принцип, несомненно, - уважать себя и других! Стоит внимательно следить за действиями других участников дорожного движения, не подрезать, не делать резких манёвров. Соблюдать дистанцию, быть готовым к неожиданным ситуациям. Пользоваться поворотниками! В Ярославле многие водители об этом часто забывают.

Немаловажным фактором является хорошая, правильно подобранная в зависимости от условий езды резина. При этом надо помнить, что тормозной путь на шипах на асфальте увеличен процентов на 10.    
   

Учитывайте плохую видимость вечерами при таком же плохом городском освещении. Из тьмы совершенно неожиданно могут появляться пешеходы, перебегающие дорогу, не глядя по сторонам.

Тормозить следует только на прямых участках дороги, не делать резких манёвров рулём, двигаться с комфортной скоростью, которую позволяет ваш опыт.

- А за городом как должны вести себя автолюбители?

- За городом температура всегда отличается от городской. И если федеральные трассы неплохо чистят, то второстепенные дороги могут быть заледенелыми, со снежной кашей или накатом. В зимней езде главное правило - плавность. Не дергайте резко руль, плавно перестраивайтесь, соблюдайте дистанцию, не подрезайте, особенно фуры (у них возможности для маневрирования или торможения минимальные). Двигайтесь, особенно на дальние расстояния, с комфортной скоростью, так как сильная усталость и потеря внимания на зимней трассе стоят очень дорого. Ну и, конечно, внимательно следите за ситуацией на дороге, будьте готовы к неожиданным сюжетам.

Опыт - в помощь

- Какова специфика вождения на автомобилях с АБС (антиблокировочная система) и без неё?

- Всё просто. При экстренном торможении на авто с АБС нужно максимально выжать педаль тормоза и держать до упора, пока автомобиль полностью не затормозит или станет понятно, что тормозного пути хватает. При таких же условиях на машине без АБС, напротив, нужно постараться не допустить блокировки колес. При этом нажимать на педаль тормоза прерывистыми движениями ноги и лучше это делать на включенной передаче.

- Начинающим водителям стоит выбирать машины с АБС или можно обойтись?

- При возможности, конечно, лучше выбрать автомобиль с АБС и ESP (электронная стабилизационная система). Если не позволяют финансы, то надо научиться грамотно реагировать на экстремальные ситуации, которые происходят практически у всех новичков. Походить к инструктору на занятия по контраварийной подготовке, попросить более опытных друзей поучить уму-разуму. Чем больше опыта, тем проще воспринимаются различные ситуации.

- Что делать, если автомобиль начинает нести или вращать на дороге?

- Единого рецепта нет. Но первое - не паниковать. Есть такой анекдот: если занесло на переднем приводе, нужно выкрутить руль в сторону заноса и нажать на газ; на заднем - отпустить газ и руль в сторону заноса; на полном приводе - молиться.

Но на самом деле, если занесло машину с передним приводом, надо выкрутить руль в сторону заноса, немного нажать на газ. Не тормозить, не дергать ручник, аккуратно работать рулём. При заносе на машине с задним приводом - руль также в сторону заноса, а вот газ либо отпустить совсем, либо слегка (в зависимости от глубины заноса и скорости). Полный привод в этом плане немного сложнее: плавно, слегка крутануть руль в сторону заноса и удерживать газ в том же положении.

Как по рельсам

- Зимой в ярославских дворах плохо убирают снег, на проездах образуются высокие колеи. Как лучше поступить водителю малолитражки - рискнуть проехать или оставить авто у дома? А может, поработать лопатой вместо дворника?

- Поработать лопатой - отличная идея! Собраться всем двором на импровизированный субботник и выполнить работу коммунальных служб. Как говорится, спасение утопающих - дело рук самих утопающих.

Что касается колеи, то нужно ехать либо поверх неё, либо, если в ней, не сопротивляться, не дергать рулём, ехать как по рельсам. Но, действительно, на малолитражках без должного опыта бывает тяжело выехать из таких дворов.

- Стоит ли следовать рекомендациям оставить машину и поехать на общественном транспорте, если накануне прошёл обильный снегопад?

- В такой ситуации лучше исходить из опыта и уверенности на дорогах в экстремальных условиях. Если нет ни первого, ни второго, зачем испытывать судьбу? Такси стоит недорого. К сожалению, некоторые водители не придерживаются этих разумных правил и, выезжая на дорогу, провоцируют заторы и пробки, повышая аварийность. Конечно, «чайникам» надо учиться, все так начинают, но лучше это делать не в «час пик» и уж тем более не с телефоном в руке! О наболевшем, как говорится.

- Как могут облегчить себе жизнь зимой водители недорогих авто, у которых нет подогрева зеркал заднего вида, руля и сиденья? Нередко от наличия таких функций зависит не только личный комфорт, но и безопасность на дороге.

- Советую запастись тёплыми перчатками, меховыми накидками на сиденья - это про личный комфорт. Что касается стёкол, то автомагазины предлагают всевозможные средства (как механические, так и жидкие) для очистки. Популярен и «антидождь». Сама в прошлом году пользовалась этим средством, осталась очень довольна. Грязь меньше прилипает, снег чистится легко. Можно нанести самостоятельно или обратиться в сервис.

- Насколько могут помочь водителю зимой специальные водительские очки?

- Сложно ответить на этот вопрос, так как сама в очках зимой не езжу, только летом. Но у меня есть знакомые, у которых проблемы со зрением, и им действительно тяжело управлять машиной при ярком свете или в ночное время при встречных фарах. Многих водителей специальные очки в таких ситуациях выручают.

Чем полезен знак «Ш»

- Этой зимой все водители наклеили знак «Шипы», потому что за его отсутствие при шипованной резине могут оштрафовать. Как ты считаешь, этот знак действительно помогает при движении? Где он полезней - в городе или за городом?

- Серьёзных изменений в нашем городе я не вижу. Но здесь, наверное, дело не столько в наклейках, хотя их действительно стало больше, а в культуре вождения. По словам многих водителей из других городов, да и ярославских, постоянно бывающих в разных регионах России, у нас с ней определённо проблемы.

А в целом знак, несомненно, полезный. Водитель двигающегося сзади автомобиля предупрежден, что у первого укороченный тормозной путь. Пригодится и в городе, и на трассе. Особенно, где не чищено. Жители Ярославля и области, увы, знакомы с такими дорогами. Опять же знак может стать весомым аргументом при определении виновника ДТП. Если водитель неправильно рассчитал дистанцию и ударился о бампер впереди идущего транспорта с наклейкой «Ш», то виновен он, а если знак отсутствует, то варианты могут быть разными.

- Ты сама, как водитель, попадала в неприятные ситуации зимой? Как выходила из положения?

- Прекрасно помню свою первую зиму за рулём. У меня была «двенашка» (ВАЗ-2112). На первом гололёде меня занесло, чудом не вписалась в забор. Как только доехала до дома, позвонила инструктору по вождению, у которого училась, и мы поехали на замерзшее озеро отрабатывать навыки контраварийного вождения. С тех пор серьёзно заносило только на гонках. (Смеётся).

Смотрите также: