Рабочие будни
Рабочие будни Ивана проходят в автошколе, где он с 2005 года работает инструктором по вождению. Подхожу, он как раз устанавливает на автомобиль знак «Ученик».
- Как машина? – спрашиваю я, оглядывая пару сколов на заднем бампере.
- Ничего, пока держится. Не даю ученикам совсем-то ее «укатать».
Стоящая рядом ученица смущенно улыбается. Садимся в автомобиль и трогаемся, правда, не с первого раза. В «меню» ближайшего часа: отработка упражнений на площадке. Иван объясняет ученице, в какой последовательности нужно проходить препятствия. Женщина с опаской поглядывает на кажущуюся неприступной эстакаду.
Наблюдая за действиями молодого водителя, Иван Воробьев рассказывает о своем увлечении гонками. Оно возникло неспроста: в его семье все мужчины (дедушка, дядя и отец) – гонщики. Потому и любовь к вождению тогда еще маленькому Ване прививали с ранних лет. Первой «учебной» машиной стала знаменитая для поклонников российского автопрома «трешка», принадлежащая дедушке, мастеру спорта по ралли. Позже, уже в осознанном возрасте, увлечение вождением переросло в стиль жизни.
Без бюджета не поедешь
Заходим в гараж. Даже беглого взгляда на машины хватает, чтобы понять: они не так просты, как кажутся, и стоит только нажать педаль газа, как они сорвутся с места. В 2010 году команда Ивана сменила автомобиль. Но свой первую гоночную авто они держат в состоянии боевой готовности – так, на всякий случай. Именно на ней экипаж Ивана Воробьева и Станислава Ласточкина в первый раз стал чемпионами России.
С тренировками дело обстоит сложно. Мало того, что в ближайших окрестностях нет специально оборудованной трассы, еще и сказывается нехватка бюджета. Несомненно, в гонках важны люди, но все-таки финансовая составляющая является одной из главных. Нет спонсора – возможность выезда на гонку равна практически нулю, так как средств, выделяемых городскими властями, катастрофически не хватает. Потому тренировкой для ребят являются непосредственно сами соревнования.
Знак «Ученик» для некоторых водителей – «красная тряпка»
Ученица, тем временем, практически успешно заканчивает тренировку на площадке. На подходе – следующий «новоиспеченный» водитель. С ним мы направимся покорять городскую территорию. Сразу напрашивается вопрос: каково с таким опытом и мастерством вождения наблюдать и учить тех, кто практически не умеет водить?
- Сложно с теми ребятами, которые приходят в автошколу, получив уже какие-то навыки езды. Ты-то видишь и понимаешь, что они все делают не так, а они считают себя профи, - говорит Иван, параллельно отчитывая ученика за неуважение к пешеходам.
Интересное наблюдение, подмеченное инструктором: тех людей, которые хорошо управляются с техникой, достаточно просто обучить навыкам вождения. Но бывают и такие, которым просто «не дано». И штурмуют подобные ученики олимп езды по нескольку лет.
- Учебная машина для некоторых водителей, как красная тряпка для быка. Часть из них начинают подрезать новичков, а другие, видя, что автомобиль медленно трогается с места, принимаются сигналить. Итог всегда одинаков: ученик, который только несколько раз был в городе и так находящийся в напряжении, начинает еще больше нервничать и глохнет, - говорит Иван.
Зато, по его мнению, обозначение новичка на дороге – очень полезный знак. Ведь мастерство профессионального водителя и заключается в том, чтобы думать не только за себя, но и за впереди идущие автомобили.
Сплоченность экипажа
Ралли, проводимые в России, проходят практически на все территории нашей необъятной страны, от Урала до Новороссийска. Интересно, что гоночные автомобили к месту проведения ралли доставляют на прицепе.
Этой осенью шестой этап кубка России проходил в городе Абрау-Дюрсо. Именно там, Ваня уже в третий раз стал чемпионом страны. Немалой составляющей успеха является сплоченность экипажа: пилот-штурман. Именно от человека, сидящего на пассажирском сиденье, зависит очень многое: подсказки по сложности поворотов, расстоянию до них, фиксированию мельчайших деталей.
Фото из архива Ивана Воробьева
Все продумано
Возвращаемся на площадку. Иван демонстрирует гоночный автомобиль. Несмотря на небольшие «ранения», такие как потерянное зеркало, отсутствие части бампера, машина выглядит замечательно, сверкая желтыми боками на солнце. Внутри – ничего лишнего: каркас безопасности, и все знакомые любому автомобилисту атрибуты, правда, сильно видоизмененные.
Особое внимание стоит уделить костюму гонщика: на непрофессиональный взгляд он может показаться просто формой. На самом же деле экипировка обладает огнеупорными свойствами, при этом достаточна легкая и комфортная. А иначе и быть не может: представьте себя в гоночном автомобиле, в котором из-за высокой скорости и пыли за окном нет возможности открыть окна. А температура в салоне – ни больше, ни меньше 50 градусов Цельсия.
В планах: покорение мира
При рассказе о соревнованиях, у Ивана «загораются» глаза.
- Гонки это то, без чего моя жизнь продолжаться дальше уже не сможет. Это болезнь, которую не вылечить таблетками, так как это идет изнутри. То ощущение, когда ты садишься в автомобиль перед началом гонки и сращиваешься с ним, описать невозможно. И если до старта есть какой-то мандраж, мысли о победе, то, как только идет обратный отсчет времени, все. Никаких мыслей в голове, зрение как будто сужается - перед тобой только дорога.
Фото из архива Ивана Воробьева
Фото из архива Ивана Воробьева
Фото из архива Ивана Воробьева
В планах у Ивана Воробьева продолжение гоночной карьеры. И чемпионат России – уже пройденный рубеж, а, значит, нужно двигаться дальше: на чемпионаты Европы, а после попробовать свои силы на мировом уровне. Мастерства и таланта хватит, а бюджет приложится.
Языком цифр:
Форма гонщика (на 1 человека) – около 110 000 рублей
98 бензин (120 литров за гонку) – 3 840 рублей
4 покрышки для авто – 51 000 рублей
Гонка в среднем – 150 000 рублей