Не тот памятник. Художник о варварском отношении к облику Ярославля

Вместо памятника ярославским меценатам установили бюст Александра II. © / Коллаж АиФ

Недавно мы писали, что в Ярославле в Мукомольном переулке установили памятник Александру II, который посвящён 150-летию службы судебных приставов. Однако многие ярославцы помнят, что на этом месте должен был появиться совсем другой монумент - предпринимателям и меценатам, создавшим славу земли Ярославской и России.

   
   

Почему власти не выполнили собственных решений, а памятник благотворителям так и не увидел свет, рассказал один из соавторов проекта художник Анатолий Мартынов.

Благие поступки - главное

Владислава Куимова, «АиФ-Ярославль»: Анатолий Александрович, каким был задуман памятник ярославским предпринимателям и меценатам?

Досье
Анатолий Мартынов родился 2 сентября 1949 года в городе Ашхабад. В 1975 году окончил Ленинградское высшее художественное училище имени В.И. Мухиной. По распределению попал в Ярославль. Возглавлял службу художественного конструирования НПО «Электронприбор», работал главным дизайнером в объединении «Диск». В 1993 году стал главным художником Ярославля. Член-учредитель Союза дизайнеров России, лауреат Российской национальной премии в области дизайна, серебряный и бронзовый призёр ВДНХ.
Анатолий Мартынов: Наш коллектив выиграл городской конкурс, в котором участвовали 14 проектов. Мы перебрали множество идей, материалов. Работали архитекторы, художники, дизайнеры, скульпторы. Власти утвердили проект. По нему памятник представлял собой прямоугольную «раму» с медальонами с фамилиями благотворителей, словно своеобразная фотография, внутри которой размещён семейный портрет. На нём изображены три поколения семьи преуспевающего горожанина. Самое необычное - это техника исполнения. Изображение представляет собой двухсторонний бронзовый прорезной барельеф. Представляете, в мире нет таких рельефов, а в Ярославле могло появиться! При этом получается сквозная композиция, памятник гармонирует с окружающей средой, «играет» с прохожими. Пейзаж внутри него всегда меняется, а каждое время года преображает монумент.

По периметру рамы мы планировали расположить все фамилии выдающихся благотворителей Ярославской губернии. Богатейшие купцы имели не только предпринимательский талант, но и тягу к прекрасному, желание украсить город. Храмовое строительство, производственные строения, городские коммуникации, жилые усадьбы, особняки… Всё это делает лицо города своеобразным и узнаваемым. Ярославцы гордятся городской архитектурой, но не знают о людях, благодаря которым мы имеем эти объекты. Разве их имена не достойны остаться в памяти города? К примеру, господин Алексей Локалов, бывший крепостной крестьянин, который выкупил себя и свою семью на продаже льна, разве не заслужил такой чести? В Гаврилов-Яме он построил фабрику, затем больницу и жильё.

Даже сейчас, в 21-м веке, люди не хотят съезжать из этих домов. Его изделия из льна получали золотые медали на международных выставках — в Англии, Франции, Америке. Перечислять имена меценатов и их заслуги можно долго: Алексей Кекин, Андрей Титов, Иван Вахромеев и так далее. А идея памятного знака - это воздание должной памяти замечательным людям, вкладывающим силы и средства в социальное развитие и процветание своих городов.

- Как вы узнали о том, что на ваше место устанавливают другой памятник?

   
   

- Установка нашего памятника откладывалась из-за денежного вопроса. Монумент планировали воздвигнуть на народные средства с помощью работы городского фонда содействия развитию Ярославля.

Памятный знак установили в сквере два года назад. Нас никто не предупредил о том, что теперь там будет Александр II.

Осенью этого года мы случайно узнали об установке в Мукомольном переулке другого памятника из средств массовой информации. Взяли и на готовое место поставили, без каких-либо обсуждений. Памятник Александру II установили быстро, не было особой огласки перед открытием.

Памятник стоит спиной к прохожим, место абсолютно не подходит для этого монумента. Но служба судебных приставов каким-то образом его согласовала. Поэтому такой произвол не даёт покоя.

- Ваш коллектив разрабатывал и благоустройство территории вокруг памятника?

- Да, то, каким мы видим Мукомольный переулок сегодня, - это наша заслуга. Всё благоустройство сделано ради идеи памятного знака благотворителям, предпринимателям и меценатам. Творческим коллективом была проделана большая и сложная работа. Например, памятный знак гармонично повторяет облик стоящего напротив здания, а дорожка к нему проходит по оси усадьбы Сорокина. Посажены специальные деревья: возле предполагаемого места для памятника - ивы, символ семьи, а рядом с церквями - лиственницы, символ православия.

Ко всему прочему, здесь должен быть памятник семье, как символ передачи традиции благотворительности. Сейчас тоже есть люди с большими средствами, но они почему-то не торопятся тратить их на благотворительность: строительство больниц, жилых домов, образовательных учреждений. Разное время - разные нравы. Имена благотворителей, запечатлённые на медальонах памятника, могли бы стать своеобразным ориентиром для современников. Всё-таки главная идея - это совершать благие поступки ради других, ради общества. Почему-то это наши власти не поддерживают.

Теряем неповторимость

- Сейчас в городе есть должность главного художника?

- Нет, как не существует и должности главного архитектора. Нет градостроительного и экспертного художественного совета.

Я был последним главным художником, проработал в этой должности почти десять лет. За это время было сделано очень много. Основная обязанность главного художника - благоустройство и гармоничная организация городской среды. Одной из главных своих работ считаю проект создания пешеходной зоны в Ярославле. Согласитесь, нынешнему поколению сложно представить, что когда-то по улице Кирова ездили автомобили. За этот проект в своё время мы получили диплом лауреатов национальной премии в области дизайна.

Нельзя так варварски относиться к историческому наследию! Вокруг сплошная реклама, которая искажает облик города. Раньше вывески согласовывали с главным художником. Я мог утвердить проект или отказать, попросить доработать, рассмотреть его на заседании экспертного художественного совета. Город заполнили латинские названия. Я пытался с этим бороться. Например, в Иерусалиме все рекламные надписи на иврите. Они ценят свои национальные особенности, а мы, наоборот, любим названия, не свойственные для русской земли. В разработке была программа «Гармоничная городская среда», посвящённая системе визуальных коммуникаций, дизайну малых архитектурных форм, цветографическому решению и ландшафтному дизайну. Главный художник и главный архитектор зачастую мешают предпринимателям и бизнесменам творить то, что они хотят. И из-за этого Ярославль может потерять свою изюминку, свой неповторимый облик.

Смотрите также: