Что нужно сделать, чтобы Ярославль стал одним из самых красивых и гармоничных российских городов? Кажется, власти так стремятся к благой цели, но очарования старинному городу это не прибавляет. Почему? Об этом наш сегодняшний разговор с бывшим главным художником Ярославля Анатолием Мартыновым.
Стать столицей
Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»: Анатолий Александрович, как в последнее время, на ваш взгляд, меняется Ярославль?
Сегодня вместо того чтобы «пробивать» бренд «Ярославль - столица «Золотого кольца», надо профессионально заниматься городской средой, чтобы Ярославль действительно стал похож на столицу.
- В последнее время в Ярославле появилось много новых памятников и арт-объектов. Как вы к ним относитесь?
- Уникальная городская среда Ярославля, сложившийся архитектурный облик требует профессионального к нему отношения. Необходима организация и профессиональное сопровождение конкурсов по благоустройству городской среды. Скамейка с символом «Я люблю Ярославль», граффити на Октябрьском мосту, «памятник» учёному коту, памятники на Которосльной набережной, Александру II, в сквере на Юбилейной площади, цветочные арки в виде сердец на проспекте Ленина… Все эти объекты и памятники, сомнительные по своему облику и месту размещения, - следствие отсутствия в городе института главного архитектора и главного художника, профессионального градостроительного совета. А также показатель отношения властей к профессионалам и творческим союзам архитекторов, художников, дизайнеров.
Почему российский гражданин в случае возникновения проблем обращается к профессионалам? Потому что знает, что они помогут решить все его проблемы. Не потому ли в Советском Союзе были созданы и опекаемы государством творческие союзы? Существовала органичная система взаимоотношений между государством и творцом.
Одна из наболевших проблем - грамотное проведение конкурсной процедуры. Необходимо обоснованно сформулировать цели и задачи конкурса. Ответственность несут обе стороны – как организаторы конкурса, так и его участники. По-моему, эта система узаконена на уровне федерального законодательства.
Кроме того, у нас отсутствует законодательная база о защите городской среды, не позволяющая проявлять чиновничье своевластие и дурновкусие, а также долгосрочные программы по благоустройству городов и районных центров области.
Пару лет назад по инициативе областной общественной палаты и при активной поддержке творческих союзов губернатору Ястребову и и.о. мэра Малютину было направлено открытое письмо с требованием возродить институт главного архитектора и главного художника города. Новый мэр города Слепцов создал градостроительный совет. Посмотрите, кто в его составе. Возглавлял градостроительный совет всегда главный архитектор города. Его выбирали на основании конкурса и по рекомендации от творческого союза архитекторов. Сегодня же градостроительный совет возглавляет мэр, и больше половины членов – чиновники мэрии.
За добрые дела
- Анатолий Александрович, вы являетесь автором и руководителем авторского коллектива памятного знака «Благотворителям земли Ярославской». Почему вы считаете, что нужно сохранить эту память?
- Благотворительность - безвозмездное оказание помощи тем, кто в ней нуждается, сегодня в обществе она всё больше развивается. Чтобы люди знали, что дела благотворителей не останутся без внимания, мы и хотим поставить этот памятный знак. Такой памятник - единственный в России, не какой-то конкретной семье, а благотворителям всей губернии 19 – начала 20 века.
С этим проектом мы бьёмся уже 6 лет, хотя он прошёл профессиональный конкурс, поддержан областной думой, областной торгово-промышленной палатой, областной общественной палатой, областными творческими союзами архитекторов и художников. Но столица «Золотого кольца» никак не может и даже не желает поставить памятник в знак благодарности людям, которые заложили основы развития Ярославской губернии в сферах производственно-экономической, социально-культурной, духовно-образовательной.
Стоит вспомнить только такие громкие фамилии наших земляков, как Елисеев, Пастухов, Крохоняткины, Вахромеевы, Локалов, Кекин, Титов и многие другие. Всего более 200 фамилий были собраны при активном участии областного управления территориального развития.
Примеров достаточно. Здание облдумы построено на средства купца Зубова, городская дума – на средства, собранные горожанами. Демидовская колонна поставлена в знак всего лишь благодарности основателю Демидовского лицея Павлу Демидову, тоже на средства благотворителей Ярославля.
Есть у нас в России два известных магазина – Елисеевские: один в Санкт-Петербурге, другой в Москве. А о том, что Елисеев – наш земляк, мало кто вспоминает. Помимо того, что он был ярким предпринимателем, ещё и благотворителем. «В какое время у вас появляется земляника? - В 7 утра». Именно в это время господин Елисеев поставлял на царский стол землянику, которую выращивал в собственных оранжереях. Люди, проработавшие у Елисеевых больше 10 лет, были обеспечены солидными пенсиями.
Алексей Кекин и Андрей Титов - благотворители из Ростова, Алексей Леонтьевич построил четыре приюта, водопровод и гимназию, одну из лучших в России. В начале 20 века возникла проблема с городской казной, и городская дума приняла решение – с тем, чтобы поправить финансовое положение, разобрать кремлёвскую стену и продать кирпич. Кекин и Титов заплатили за то, чтобы не разбирали. Проходит 100 лет, и в 2015 году Ростовский кремль попадает в десятку символов России. Вот чем надо гордиться!
Алексей Локалов из Гаврилов-Яма - вообще уникальный человек. Крепостной крестьянин, занимался продажей льна. Выкупил из крепостных себя и всю семью. От продажи льна построил фабрику, рядом с ней жильё для рабочих, больницу, создал все необходимые условия, чтобы рабочие нормально жили. А его ткани изо льна не уступали по качеству и внешнему виду шёлку и на международных выставках получали золотые медали.
- Как выглядит памятный знак?
- Проект памятного знака представляет собой пространственную композицию с двухсторонним бронзовым прорезным барельефом. На барельефе – собирательный образ семейства преуспевающего горожанина, являющийся стилизацией фотографий второй половины 19 века, а также отсылающий к знаменитым живописным портретам ярославских купцов. Двухсторонний барельеф заключен также в двухстороннюю декоративную раму, по периметрам которой размещены медальоны с фамилиями благотворителей Ярославского края.
На бронзовом основании памятного знака - место для современных инвесторов проекта. Такой памятник, на мой взгляд, нашему региону просто необходим.
Мы считаем, что установка памятного знака на новом месте - Волжской набережной (на пересечении с ул. Революционной) станет не только украшением одного из главных туристических мест столицы Ярославской губернии и «Золотого кольца», но и благодарной данью великому делу благотворительности наших предков – ярославцев, ростовцев, угличан, рыбинцев и всех районов земли Ярославской.
Надо, чтобы люди, которые сегодня возглавляют город, область, знали о том, что у нас есть чем гордиться, и на этом воспитывали будущие поколения.