Почему нужно сдавать батарейки? Сырье начали перерабатывать в Ярославле

   
   

В то время как Министертсво природы РФ опубликовало проект приказа, согласно которому в России запретят выбрасывать батарейки и аккумуляторы вместе с другими отходами в общие мусорные баки, во вторник, 22 октября, в Ярослав еофициально презентовали комплекс по переработке элементов питания.

Это необходимо для выполнения майского указа Президента РФ о национальных целях и приоритетах. В рамках национального проекта «Экология»безопасное обращение с отходами I и II классов опасности — одно из важнейших направлений для развития страны. Батарейки относятся ко II классу опасности. Например, одна выброшенная пальчиковая батарейка навсегда отравляет 20 квадратных метров земли, так как состоит из набора тяжёлых металлов - ртути, никеля, кадмия, свинца, лития, марганца и цинка. Эти элементы накапливаются как в почве, так и в организме человека, что влияет на экологию и здоровье граждан. В обратном случае - при переработке - батарейки становятся не только безопасными для окружающего мира, но и могут приносить пользу человеку. 

Высокотоксичные отходы: собрать и переработать 

Для того, чтобы обеспечить экологичный образ жизни в современном мире, важно сортировать мусор, который мы после себя оставляем. Кроме привычных  бумаги и стекла, в наших отходах то и дело оказываются батарейки - из пультов, часов, бытовых приборов. При этом далеко не все жители задумываются, что из-за их высокотоксичности из надо собирать отдельно. Но куда их сдавать?

Например, такая линия мощностью в 1000 тонн в год теперь есть в Ярославле.

«Общая мощность по переработке составит 6 тысяч тонн в год, что позволит утилизировать четверть всех реализуемых в России батареек», – сообщили в пресс-службе Минпромторга России.

Если раньше все батарейки, собранные по стране, необходимо было перевозить дл утилизации в Челябинск, то теперь логистика становится проще. Глава Российского экологического оператора Денис Буцаев говорит, что ярославское предприятие готово принимать отходы с территорий нескольких субъектов, что позволит решить вопрос с переработкой опасных отходов не только в регионе, но и во всём Центральном федеральном округе.

   
   

«На базе одного из регионов мы сможем построить пилотный проект, который потом станет для всей страны образцом того, как надо собирать батарейки для утилизации». Один из подходов компании — заключение с крупнейшим производителем батареек и с Ярославской областью трёхстороннего соглашения, с помощью которого будет строиться устойчивая инфраструктура для сбора и утилизации батареек», - утверждает директор по развитию «Национальной экологической компании» Александр Климов. 

В Ярославле хотят установить  контейнеры в магазинах, куда потребители приходят за новыми батарейками, и куда зачастую приносят старые батарейки, а также в структурах ЖКХ. Кроме того, у предприятия в планах устраивать недели сбора батареек в школах.

Как реализовывать? 

На ярославской линии глубокой переработки батарейки сначала проходят сортировку, с помощью которой отбираются специфические образцы: никель-кадмиевые, никель-металлгидридные, литиевые. Что касается марганцево-цинковых батареек (известные как солевые или щелочные), то они составляют 95% от всего объёма. Дальше начинается обработка, которая состоит из двух частей: механическая и гидрометаллургическая, с помощью которой извлекаются конечные продукты.

При механической обработке батарейки сначала дробятся, а потом по транспортёру поднимаются в вибросито, где они для получении металлов и вторичных фракций высокой чистоты очищаются от порошкового наполнителя. Далее вибросито делит поток на две части. Отсеянное – это чёрный порошок: марганцево-цинковый концентрат. То, что не прошло через сито – это крупные фракции, состоящие из металла, полимеров и из резины (изоляторы батареек). Крупные фракции пропускаются через сепаратор. С помощью магнитов сразу отделяется чёрный металл. В аэросепарационной колонне цветной металл отделяется от пластика и резины. Металлы идут на вторичную переплавку, а пластик отправляется партнёрам завода для пиролиза (при пиролизном процессе из пластика получают топливо). После всего этого процесса получается, как говорит АлександрКлимов, «три продукта и один полупродукт», к которому относится тот самый чёрный порошок: марганцево-цинковый концентрат. 
А на следующем участке начинается уже глубокая переработка.

По сути, чисто химический процесс. Накопленный марганцево-цинковый концентрат, состоящий из марганца, цинка и графита, растворяется, и цинк переходит в раствор, а графит и марганец выпадают в осадок. То, что получилось, прогоняется через фильтр и после идёт в накопительную колбу. После ещё одной манипуляции получается раствор, насыщенный цинком, а также смесь диоксида марганца и графита, которая осталась в фильтре и которая после сушки передаётся в металлургию, потому что диоксид марганца — это важный компонент для металлургического производства.

С помощью очередной технолого-химической стадии выделяется фосфат цинка, причём после всех пройденных на заводе этапов, он получается «достаточно высокой чистоты». Этот  порошок — один из самых дорогих продуктов, который получается при переработке батареек. Его основная ценность заключается в антикоррозионном свойстве, поэтому фосфат цинка используется для получения грунтовок и лакокрасочных покрытий, защищающих от ржавчины.

Ярославский завод после переработки батареек реализует фосфат цинка, диоксид марганца, металлический лом и смесь полимеров. Из 100 килограммов элементов питания получается 40 килограммов сырья, которое пригодно для повторного использования. 

Обязательно сдавать

С этого месяца граждане и компании обязаны отправлять использованные батарейки в специальные контейнеры или приносить их в магазины, в которых их можно приобрести Есть ещё вариант сдавать напрямую региональным операторам на переработку, потому что за сбор и переработку батареек и аккумуляторов будут отвечать именно они.

Какое наказание последует при нарушении разработанных Минприроды норм обращения с отслужившим батарейками в документе ведомства не указывается.

Только вот законодательство РФ за подобные нарушения и без этого предусматривает штрафы: для физических лиц — 1-2 тысячи рублей, и до 250 тысяч — для юридических. Что касается последних, то их деятельность власти могут и вовсе приостановить до 90 дней, что критично длялюбого производства.

Однако в Минприроды уверены, что пока что реальная возможность качественно решить проблему с отработанными батарейками — повысить уровень экологического сознания граждан. В Минприроды отметили, что «отдельно собранные батарейки утилизировать довольно выгодно». Кроме того, министерство выразило надежду, что «население поддержит нацпроект «Экология» в части сдачи батареек».

Смотрите также: