На прошлой неделе стало известно, что Ярославский фонд поддержки и развития общественно полезных и социально значимых проектов и инициатив «Благо дарю» получил второй Президентский грант.
Подобные некоммерческие организации часто выявляют проблемы, которые остаются незаметными для властей. Какие вопросы решает ярославский фонд, что его инициативы поддерживают на таком высоком уровне, мы расспросили руководителя Ларису Новикову, которую многие ярославцы знают как Ларису Счастливую.
Помним павших
Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»: Лариса Валерьевна, как появилась ваша организация? С чего всё началось?
У нас два учредителя - старенькая учительница и я. У нас и финансирования никакого не было, и пожертвований. Для школьников никто ничего делать не хочет. Начинали поэтому с разовых мероприятий, но потихонечку «росли». И были уже фестивали, викторины, которые охватывали школьников из разных областей. В прошлом году наш проект «Помним павших, чтим живых» поддержал Фонд Президентских грантов. А в этом благодаря второму гранту начнём новый - «История Ярославской области в лицах».
- Расскажите подробнее о проекте «Помним павших, чтим живых».
- Это патриотические мероприятия, которые служат объединению поколений и помогают молодым ценить подвиги своих предков и гордиться ими. Ведь наши дети - это наше будущее. Какими мы их воспитаем, такими они и вырастут.
Мы создали интернет-проект «Книга памяти «Два дня войны» - наше выстраданное детище, где мы сохраняем нашу память, нашу историю - не только города, но и области, и страны. На сайте более 300 материалов о Великой Отечественной войне. Школьники, педагоги - все делились рассказами о предках, знакомых, родных. Откликнулись школьники из разных городов - Тамбова, Липецка, Нижнего Новгорода… Организовывали мы и встречи ребят с ветеранами, поэтому личных воспоминаний там тоже очень много, и в этом уникальность сайта. А началось всё с моего папы - он тоже воевал, и его история на сайте тоже есть.
Очень приятно, что в нашей «Книге памяти «Два дня войны» люди даже находят своих родных и близких. Из Москвы прислала письмо женщина, которая разыскивала своего родственника, погибшего во время войны, и нашла его только у нас.
Есть совершенно потрясающие истории. Так, Юлия Васильевна Красотина, которая девчонкой прошла все четыре года войны, рассказывала, как жёсткий и даже чёрный военный юмор помогал на фронте иной раз просто не сойти с ума. Когда наши части в одном из боёв захватили немецкие позиции, всем солдатам страшно хотелось пить. А окопы были полностью наполнены водой. И все стали черпать прямо из них. И вдруг там всплыли немецкие трупы. Девчонок всех рвало, а мужики смеялись: «Девчонки, как вы поправились! От такого-то настоя!»
В поддержку книги памяти мы создали электронную карту «Ярославская область в годы Великой Отечественной войны». Там можно найти материалы о населённых пунктах, зданиях, памятниках героям войны.
Ярославль в годы войны
- Какие ещё мероприятия у вас проходят?
- Мы в ходе проекта разработали экскурсию «Ярославль в годы Великой Отечественной войны». У молодёжи сейчас нет понимания, что война - это близко, а ветераны живут рядом с нами. Заинтересоваться их судьбой, поговорить - вот где кладезь информации! Но этому, конечно, нужно учить.
Экскурсия бесплатная, всё лето и осень мы водили школьников. Проезжаем на автобусе где-то 12 - 13 километров по городу. Ни одна экскурсия ни у кого такого охвата не имеет, и это тоже впечатляет. Выходим в самых интересных местах, и я начинаю рассказывать про заводы, улицы Ярославля, про конструкторов, генералов и маршалов, как воевали, как трудились, про детей, как они в войну выживали. И школьники начинают совершенно по-другому смотреть на Ярославль. Экскурсия идёт больше двух часов, и всё на одном дыхании.
Сейчас, к сожалению, не во всех школах ведётся работа в этом направлении. Нельзя убирать воспитание из школьного процесса. После таких экскурсий, как наша, я уверена, подросток не схватит в руки оружие, чтобы убивать. Очень хочется, чтобы недавняя трагедия в Керчи больше не повторилась. Детей надо воспитывать со школы. Если мы сегодня их не научим сохранять историческую память, ценить чужую жизнь, настоящий подвиг, то что будет завтра?
Главные волонтёры
- В ваших мероприятиях принимают участие добровольцы?
- Школьники и учителя - наши главные волонтёры. В наше время молодёжь не видит стариков, нигде с ними не соприкасается. А у нас есть ребята, которые ухаживают за бабушкой - ветераном труда.
Наш фонд организовал конкурс боевых листков, где надо было собрать материал о войне - с ветеранами пообщаться, с детьми войны. И ребята собрали такие замечательные материалы, что несколько школ создали на их основе свои музеи и сейчас по нашему примеру ведут в этих музеях экскурсии. И ведут-то школьники!
Потом в этом же проекте у нас была эстафета добрых дел. И надо было помогать старикам - и ветеранам войны, и детям войны, и ветеранам труда: носили воду, трудились в огороде, ходили в магазин или аптеку, мыли окна, прибирали дома. Некоторые школы выходили в дома престарелых, устраивали концерты. Самое главное - ребятам это так же нужно, как и старикам. И подлецами такие дети не вырастут. Они уже хорошие люди.
Ну, и про учителей, конечно, нельзя не сказать - это настоящие энтузиасты своего дела. После работы в нашем проекте педагоги с учениками из двух школ стали собирать свои книги памяти. Проводят колоссальную работу, просто молодцы.
- Ветеранов, к сожалению, остаётся всё меньше…
- Два года назад по Кировскому району их было 122. Я часто рассказываю ребятам о ветеране, которого в этом году приглашали 9 Мая на Парад в Москву. Михаил Николаевич Пеймер, ему 96 лет, замечательный человек, с большой буквы. Любит общаться, освоил компьютер! Я его приглашаю на наши мероприятия. Хотя ему и тяжело уже говорить, но, тем не менее, перед ребятами выступать не отказывается. У него очень интересная судьба, но часто он рассказывает не о себе, а о том, как они в своё время учились, какие у них были учителя, он всех помнит.
Как-то раз Михаил Николаевич мне написал целый список любимых книг, которые он прочитал, ещё будучи школьником - Драйзер, Тургенев, Толстой… А у нас в это время как раз были 10-классники - на курсах экскурсоводов. И я прочитала им на занятии письмо этого старого человека, который давным-давно закончил десятилетку у нас в Ярославле. А потом спросила: «Скажите, ребята, кого из этих писателей вы читали?» В ответ - полное молчание. Они практически ничего не знают! Это уровень нынешнего образования.
- Вы ведь тоже пишете книги?
- Да, у меня шесть книг, шестая - «Русский язык - просто о сложном». Это не правила, а объяснения правил с 1 по 6-й класс. Детям, говорят, нравится, всё понятно, доступно, интересно. Однажды на экскурсии спрашиваю папу ребёнка: «Вы работаете по моей книге?» Он отвечает: «Да, в том году у сына была тройка по русскому, а в этом - четвёрка!»
А вообще, я в основном пишу для женщин. Самую первую книгу захотелось написать, потому что сейчас очень много одиноких женщин - а как им найти «правильного» мужчину? Книга называется «Как я искала мужа, Или где вы, мужчины». Это инструкция к применению. По отзывам читателей, книга не раз уже выводила женщин из депрессии. И замуж по ней и в 20, и в 40, и в 60 лет выходили!
- Лариса Валерьевна, вопрос, который вам, наверное, задают все: Счастливая - почему такой псевдоним?
- Это мой образ жизни. Я оптимист, я так живу, это не просто красивые слова. И я хочу, чтобы после моих книг женщины тоже стали счастливыми. А помощь от чистого сердца всегда вознаграждается сторицей.
Смотрите также:
- «Передать голос ушедших». Историк о том, как сохранить память о войне →
- Волонтёр Победы. Юлия Палачева - об участии в московском Параде 9 Мая →
- «Мир прекрасен». Сельский учитель о творчестве и работе с детьми →