Уже несколько лет реализуется в области программа «Доступная среда», на которую тратятся приличные деньги из бюджета и благодаря которой люди с ограниченными возможностями, как мы понимаем, могут свободно ходить в театры и музеи. Кроме того, пристальное внимание уделяют власти социальному обеспечению инвалидов.
Чувствуют ли люди с ограниченными возможностями здоровья в своей жизни перемены к лучшему? Об этом мы попросили рассказать заместителя председателя ЯОО Всероссийского общества инвалидов Александра Богатырёва.
«Бьёт наотмашь»
Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»: Александр Михайлович, как сегодня живётся инвалидам в нашем городе?
Александр Богатырёв: Если говорить о программе «Доступная среда», то Ярославль в этом отношении считается городом более или менее благополучным. Но проблема в том, что все эти отчётные показатели носят чисто формальный характер. Чуть ли не 90% тех же ржавых пандусов, которые у нас понатыканы, где ни попадя, не только непригодны к использованию, но некоторые из них представляют прямую опасность здоровью и жизни тех, у кого хватит безрассудства попытаться ими воспользоваться.
В целом сегодня наш город с точки зрения доступности для инвалидов - это такие островки «твёрдой земли» среди бескрайнего непроходимого болота, пройти по которому уже само по себе может с полным основанием считаться делом едва ли не героическим. Именно поэтому явление человека в инвалидной коляске на наших улицах по-прежнему остаётся событием редким и требующим от инвалида определённой решимости и готовности вытерпеть не всегда деликатное любопытство окружающих.
- Что изменилось за последнее время с поддержкой государства инвалидам?
- Можно сказать, что основная проблема сегодня для инвалидов в том и состоит, что, несмотря на многочисленные заверения и обещания с самых высоких трибун, практически в повседневной жизни мало что меняется. Что бы там ни говорили об улучшении ситуации в экономике и каких-то «наметившихся тенденциях прекращения падения» доходов населения, но это самое население в подавляющей своей массе никаких особых «положительных тенденций» не видит. Просто люди с ограниченными возможностями здоровья ощущают все эти неурядицы, может быть, острее других.
Скажем, лекарства все последние годы неизменно значатся в той группе товаров, где рост цен является наиболее значительным. Естественно, по инвалидам это бьёт не просто чувствительно, но прямо-таки наотмашь. Извините, это даже на хлебе ещё можно как-то сэкономить, на лекарствах сэкономить не получится, потому что в известных обстоятельствах ты без них протянешь гораздо меньше, чем без хлеба.
Есть вполне конкретные люди с пенсией в диапазоне 8-10 тысяч рублей, у которых месячный расклад расходов расписан даже не по рублям, а по копейкам. И им надо выкроить из этих копеек 2-3 тысячи как минимум на лекарства. Причём ещё год-два назад на лекарства уходило максимум полторы тысячи. А пенсии за этот же период выросли всего на 200-300 рублей.
Да, есть бесплатные лекарства, но, во-первых, некоторые средства в этот список попросту не попадают. А во-вторых, у многих лекарств из этого списка только одно достоинство - более низкая цена. Ну, все мы знаем, что чем колбаса дешевле, тем она менее съедобна. Это ещё не говоря о проблемах с получением этих самых льготных лекарств.
- Наладилось ли обеспечение средствами реабилитации?
- Надо отдать должное: в регионе в принципе решена проблема с пресловутыми подгузниками и прочими «абсорбирующими предметами гигиены».
И по-прежнему самые большие трудности с льготными лекарствами. Здесь корень зла в том, что в рамках существующей схемы обеспечения жизненно необходимыми препаратами просто невозможно сделать так, чтобы наладить бесперебойные и строго по графику их поставки. Потому что вся система бесплатного лекарственного обеспечения «заточена», прежде всего, на экономию выделяемых на эти цели бюджетных средств: числом поболее, ценой подешевле. При этом контроль за выпиской льготных рецептов и система уполномоченных аптек зачастую доводит и без того напряжённую ситуацию до совсем уж нетерпимого состояния.
Вот сейчас принято решение открыть по области еще пять «пунктов выдачи» льготных лекарств, но это напоминает директиву рубить собаке хвост не в 23 удара топором, а «всего лишь» в 18. До тех пор, пока в каждом враче, выписывающем льготный рецепт, будут видеть потенциального преступника, а в каждом «льготополучателе» - желающего поживиться на дармовщину ловчилу, ничего у нас в этой сфере кардинально не изменится.
- Что с путёвками в санатории?
- Здесь, как и во многом другом, у нас действует принцип: кто сможет, тот добьётся. Сейчас генеральная линия в социальной политике состоит в переходе к так называемой адресной помощи. Как нам разъясняют, адресность состоит в том, чтобы помощь получали те, кто в ней действительно нуждается. На деле, однако, это сводится к элементарному со стороны чиновников толкованию: тебе надо - ты и крутись. То есть докажи, прежде всего, что ты достоин что-то бесплатное получить, а потом буквально наизнанку вывернись, чтобы реально получить то, что тебе вроде бы гарантировано.
Впрочем, нельзя не отметить и некоторые проблески. Например, в этом году началось осуществление губернаторской программы в русле договоренностей губернатора с властями Крыма об отдыхе в детских санаториях полуострова групп мамочек с детьми, страдающими ДЦП. Это важно и ценно, прежде всего, потому, что именно мамы детей-инвалидов и заслуживают, и нуждаются в постоянном внимании и помощи со стороны властей.
«А чего им надо?»
- Ярославское общество инвалидов помогает таким людям?
- Ярославская областная организация Всероссийского общества инвалидов - на сегодня наиболее крупная общественная структура в нашей области, объединяющая около 10 тысяч человек. Председатель ЯОО ВОИ Александр Юрьевич Фролов является членом Общественной палаты Ярославской области, что само по себе может служить подтверждением признания роли нашей организации в общественной жизни региона.
При этом, однако, необходимы и встречные усилия со стороны самого инвалида. Нельзя просто сидеть и ждать, что найдётся кто-то, кто вот так вдруг «прилетит в голубом вертолёте и бесплатно покажет кино».
- Как простые ярославцы готовятся к предстоящим праздникам?
- У меня есть знакомые, которые гадают, отправиться им на Новый год в Альпы на горнолыжный курорт или на южные острова. Но есть и такие, и их гораздо больше, для которых самый доступный новогодний деликатес - легендарные крабовые палочки из «мореотходов».
Но это, что называется, крайности. В основном же мои друзья и знакомые - это люди возраста «60+». Так что новогодний ритуал выработан давно и остаётся практически неизменным ещё со времен салата оливье, селёдки под шубой и столь же обязательных мандаринов.
- Какое у людей предновогоднее настроение?
- Настроение определяется тем, надеется ли всё ещё человек на перемены к лучшему или уже устал в этих своих надеждах обманываться.
Главным и едва ли не единственным желанием под Новый год у меня остаётся, можно сказать, крик души: чтобы все твои родные и близкие люди были здоровы. Всё остальное поправимо, все остальные жизненные невзгоды преодолимы так или иначе. Но вообще у меня все последние годы заветных, что называется, новогодних пожеланий всего два: во-первых, чтобы следующий Новый год встретить в том же составе, во-вторых, чтобы наступающий год оказался не короче уходящего.
Наконец, есть одно пожелание, что называется, для общественного пользования: хочется реально на себе ощутить всё то хорошее, о чём нам так исправно сообщают. Ведь вот же они - цифры, факты, статистические данные, которые неопровержимо свидетельствуют, что в действительности мы живём гораздо лучше, чем нам почему-то кажется. Так давайте всё-таки в Новом году сделаем над собой усилие и поверим в то, что жить и впрямь стало ощутимо лучше и гораздо веселей. Если уж Новый год - общепризнанное время чудес, то почему бы не поверить и в такое чудо?
Смотрите также:
- Диагноз - усталость. Политолог Александр Соколов рассказал о социальных болезнях ярославцев →
- Спасительная доброта. Предприниматель – о том, почему он помогает другим →
- «Поколение скептиков». Профессор Жельвис - о нигилизме молодёжи →