В Ярославле в последнее время постоянно появляются новые памятники: они растут как грибы после дождя, порой в самых неожиданных местах. Украшают или портят облик города современные монументы? Корреспондент «АиФ» попытался разобраться в этом вопросе.
Странно и уродливо
В начале осени в Ярославле на площади Подвойского, перед Московским вокзалом, установили «Зенитку» - в честь защитников ярославского неба. Место было выбрано не случайно: осенью 1941 года именно Московский вокзал и прилегающие к нему жилые дома стали целями первой бомбардировки фашистов. Но уместно ли там это сооружение сейчас?
У известного скульптора, заслуженного художника РФ Елены Пасхиной также возникли вопросы по поводу установленной «Зенитки».
«Зенитка» не передаёт ни сути, ни духа Ярославля. Как на неё будут реагировать гости города, выходя из здания вокзала? Её место в музее воинской славы, а не на площади Подвойского. Сейчас, к сожалению, нет органов, которые регулируют установку памятников, всё зависит от личной договорённости заказчика и мастера».
Страдает облик города
Оказывается, в Ярославле нет специального положения и регламентирующего документа об установке памятников. Это может негативно сказаться на культурно-исторической среде в историческом центре.
Кандидат искусствоведения Анна Старшова считает, что памятники формируют образ города, при этом каждый монумент должен быть на своём месте.
«Так, если говорить о памятнике героям-финансистам, то это люди, имеющие отношение к военному училищу. Он не совсем вписывается в городскую среду и в целом нарушает архитектурное решение данного места, - отмечает Анна Петровна. - Памятник Александру II в сквере в Мукомольном переулке выдержан в классическом стиле и не вызывает нареканий с эстетической точки зрения. Но здесь вызывает вопрос другое: зачем ярославцам нужны два памятника Александру II? Один уже есть в селе Вятское. Я лично ожидала, что на этом месте появится скульптурное изображение купца. Парадоксально, но город, который позиционирует себя как купеческий, игнорирует этот образ в своей визуальной антропоцентрической доминанте. Настораживает ещё одна тенденция: скульптурные композиции появляются спонтанно и по воле профессиональных сообществ, без согласования с общественностью».
Оставляет желать лучшего и качество современных работ.
«Конечно, в стране кризис, но, тем не менее, когда появляются серьёзные скульптурные произведения, они должны быть выполнены в «вечных материалах», таких как бронза или натуральный камень, - уверена скульптор Елена Пасхина. - А не как памятник Георгию Победоносцу, который сделан из литьевого пластика. У материала нет гарантий: мы не знаем, как он ведёт себя в различных погодных условиях. Если денежных средств нет, то лучше не ставить памятники вовсе. Не так давно меня возмутил памятник Александру II. Его установили совершенно безграмотно с архитектурной точки зрения - спиной к зрителям. Также памятник сделан из пластика. Может, с точки зрения обычных прохожих - ничего, но для правильного понимания искусства такого быть не должно. Нужно, чтобы наши власти больше контактировали с творческими людьми, настоящими профессионалами своего дела с блестящими идеями».
Смотрите также:
- Мишка-клон. Почему провалилась очередная попытка властей украсить Ярославль →
- «Красный конь». Как решают проблему благоустройства центра Ярославля →
- Юрий Аврутов: «Ярославль нельзя превращать в Манхэттэн» →