Сильная вещь привилегии. Куда там "Фаусту" Гете и всему наследию М. Горького. Привилегии дарованы человеку самой природой: лев, к примеру, не охотится, зверя загоняют его жены, но антилопу лопает первым именно он. Биологи вряд ли припомнят случай, чтобы сильный доминантный самец от своей привилегии отказался. А когда это делает человек, знайте - он идет против течения самых глубинных инстинктов, можно сказать, совершает революцию в отдельно взятой душе.
Что по закону, то не привилегия
И однако бывает! Недавно, как известно, Рашид Нургалиев предложил упразднить мигалки и спецномера на машинах федеральных чиновников. Вслед за этим многие депутаты Госдумы РФ радостно устроили перед камерами съем и проблесковых маячков, и пищалок, и вопилок... У телезрителей сразу потеплело где-то внутри, некоторые даже поверили, что человечество, смеясь, расстается со своим прошлым.
А мы в своей газете решили: спросим родных ярославских чиновников, какие привилегии дает им должность и от чего они готовы отказаться. Речь, разумеется, шла не только о мигалках и спецномерах, о чем мы прямо написали в бумаге, разосланной по пресс-службам больших областных персон. Хотелось знать больше.
Некоторые руководители нам ответили. Но строго о мигалках. Нургалиев ведь только о них говорил, верно? И оказалось, что никаких привилегий не существует.
Судите сами. У прокурора области М. Зелепукина спецсигнал стоит на автомобиле не по прихоти, а в соответствии с постановлением правительства РФ N482, что "необходимо для решения стоящих задач, например, оперативного выезда на место происшествия, организации расследования". Михаил Юрьевич написал нам: "Спецсигнал без какой-либо производственной необходимости не используется".
Как нам ответил начальник Главного управления МЧС России по Ярославской области П. Барышев, его служебный автомобиль "не имеет спецномеров и не оснащен спецсигналами. Привилегий в дорожном движении нет. Спецсигналы имеют автомобили пожарных частей и оперативно-спасательных служб". Пресс-служба областного УВД заверила газету, что "в процессе дорожного движения и начальник УВД П. Крупеня, и начальник УГИБДД А. Ильин участвуют как рядовые водители или пассажиры. Их автомобили выполнены в гражданском исполнении. Спецномеров они не имеют". А чтобы читатели не сомневались, что ответ исчерпывающий, он начинался фразой: "У сотрудников милиции, в том числе у руководителей, есть только одна привилегия - с честью выполнять свой долг". Да, от такой привилегии не откажешься...
Народ не против, если для работы
Надо сказать, народ наш не кровожаден. Если у человека пистолет в руке по служебной необходимости - никто отнимать не станет. Точно так же все понимают, что некоторым службам сирены нужны позарез и никто не собирается снимать их со "скорой", машин милиции и пожарных. По данным исследования ВЦИОМ, за сохранение спецсигналов у "скорой помощи" ратуют 80% опрошенных, у пожарных - 76%, милиции - 54%. Даже президент отстал от рядовых спасателей жизни - только 15% респондентов признают, что он имеет право на дорожные привилегии. Но что положено Юпитеру, то необязательно быку: всего 2% опрошенных согласны с наличием спецсигналов на машинах депутатов, а за членов правительства и губернаторов - только 1%.
На ответ последних мы особенно рассчитывали. Где-то в глубине души мы надеялись: сейчас нам честно расскажут о том, кому положен эскорт; как можно летать поперек любого движения хоть на желтый, хоть на красный, потому что постовые устроят красный день календаря всем остальным. Губернатор области А. Лисицын, мэр Ярославля В. Волончунас и еще несколько больших начальников не нашли времени, чтобы ответить всего на два вопроса. Так мы и не знаем, что им положено, а что нет.
Предложение принято
Время нашлось только у А. Крутикова, председателя Государственной думы Ярославской области: "Особых привилегий нет никаких. Правда, служебная машина снабжена спецсигналом и мигалкой. По сути, это единственная моя привилегия. Но в Ярославле я ими никогда не пользуюсь. Иногда, очень редко, приходится использовать спецсигнал в столице, когда опаздываешь, а проехать невозможно. Считаю, что ситуацию с применением спецсигналов необходимо исправлять не у нас на периферии, а именно в Москве, где их применяют все кому не лень, а наказаний за незаконное использование мигалок практически не бывает. Сам от спецсигнала могу легко отказаться, так как практически им не пользуюсь". Что ж, и один в поле воин, если это настоящий мужик. Считайте, Андрей Геннадьевич, что ваше предложение принято. Снимайте свои мигалки и вопилки!
Что не положено Юпитеру...
И все-таки, что бы ни говорили большие начальники, дорожные привилегии останутся. Например, когда в пионерлагерь идет колонна с детьми, ее обязательно сопровождает машина ГИБДД с мигалкой, пищалкой и матюгальником, из которого всем водителям настоятельно рекомендуют прижаться к обочине. И это правильно. А еще есть так называемый список охраняемых лиц, которые имеют право на эскорт. К ним относятся, например, государственные чиновники высшего ранга - президенты стран, премьер-министры, главы министерств. И когда в городе стоит вой сирен, а по центральной улице со свистом летит что-то дорогое, обтекаемых форм - это значит, что внутри сидит именно такое лицо. К счастью, в Ярославль большие люди в ранге Юпитера наведываются нечасто.
Зато средние и маленькие сами берут то, что считают нужным, и ни в каких приказах это не прописано, так что и отказываться не от чего. Например, всякий водитель знает, что на тротуаре стоянка автомобилей запрещена. Более того, как нам объяснили в областной ГИБДД, чтобы ни у кого не оставалось сомнений в том, что такое собственно тротуар, он отделен от проезжей части бордюром. И при этом машины стоят на тротуарах совершенно спокойно. Не далее как 2 октября на проспекте Октября ваш корреспондент насчитала их сразу три в пределах одного квартала. И не во дворах, а прямо под фасадами, белым днем!
Но самое интересное, что одна из них (она на фото) стоит на пешеходной части постоянно, на протяжении нескольких месяцев, около дома N 37/26 по проспекту Октября, возле департамента по физкультуре и спорту. Штраф за стоянку на тротуаре - 50 рублей. Приходи и штрафуй! Но если бы водитель регулярно платил даже такой смешной штраф, он, наверное, уже не смог бы покупать бензин. Напрашивается печальный вывод: он не платит. Он стоит каждый божий день на тротуаре совершенно бесплатно. У нас вопрос: ему это разрешено? Официально? И если да, то хотелось бы знать, почему Нургалиеву, или Крупене, или Ильину - нельзя, а ему - можно?