- Владимир, как давно вы открыли своё дело и с чего начинали?
- В году 2005-м. Инициатором был мой друг, теперь партнёр Сергей Афанасьев. Сначала стали заниматься техникой – восстанавливали, ремонтировали. Потом взяли в аренду землю, решили завести скотину: сейчас разводим коров, бычков, овец, коз, кур. Открыли пилораму, делаем срубы. Теперь появился магазин, единственный на всё село. Получается, что занимаемся мы практически всем, чем можно, и идей ещё достаточно, но времени их реализовать не хватает.
- С какими трудностями пришлось столкнуться?
- Я считаю, что нам очень повезло с местной администрацией, она помогает по мере сил и возможностей. Даже на первоначальном этапе, когда надо было брать в аренду землю, если бы не местная власть, нам бы пришлось сложно и с выделением участка, и с его оформлением. Долго пришлось возиться с электрикой, Сергей не один месяц пороги инстанций обивал – всё оборудование работает на 380 Вт, а их сложно было подключить. Но главная проблема даже не в бумагах, а в людях. Сначала очень долго искали наёмных работников. Самим приходилось вкалывать, да и сейчас работаем по полной: встаём в пять-шесть утра, ложимся далеко за полночь.
- А что, люди не хотят заработать?
- Не то что не хотят, но пьют много, нормальных, непьющих людей в сёлах почти не осталось. Даже те, кто держался, в результате всё равно начинают «закладывать». У нас около десяти наёмных работников, периодически за кого-то из них приходится выходить на работу. Вот сейчас, например, сварщик в запой ушёл, ему замену найти - большая проблема.
- Финансовую помощь от государства получаете?
- Мы её не видим. В администрации говорили, что на открытие фермерского хозяйства выделяется 250 тысяч рублей. Но чтобы их получить, надо столько нервов потратить, столько инстанций пройти, что мы с Сергеем решили не связываться. Тем более, не такая это и огромная сумма на самом деле.
- Налоги сильно давят?
- За любую работу по договору по безналичному расчёту приходится платить большие налоги. Приведу пример: в этом году работали с госорганизацией. Из примерно 800 тысяч, что нам заплатили, 250 ушло на налоги. Так вся техника наша была, людям зарплату из этих денег заплатить надо, на топливо потратиться. Вот и считайте, какую прибыль мы получили! Хорошо, что ещё в минусе не остались. Я считаю, что большими налогами надо облагать предприятия-монополистов, а малому и среднему бизнесу проценты необходимо снижать. При сегодняшней налоговой политике даже оставаться на плаву тяжело, не то что развиваться дальше.
- Выходит, что честно работать в России невыгодно?
- Просто невозможно. У нас вообще бизнес особенный – если заниматься только одним направлением, то очень быстро разоришься. Посмотрите, сколько арендаторов ушли из леса: в сезон работа есть, а потом наступает несколько месяцев простоя. Поэтому и приходится сразу по нескольким направлениям работать, чтобы выжить.
- В начале 2000-х годов в нашей области фермеров было больше. Почему их число резко уменьшилось?
- Сложностей много. Цены на корма, бензин взлетели ужасно. Если техники нет, её приходится нанимать, а это тоже не три копейки стоит. Хорошо, что у нас техника вся своя - какую-то уже купили, за другую ещё выплачиваем кредиты. И мы местные, знаем, где косить можно. Когда у нас ещё существовало крестьянство, здесь всё выкашивалось, ничего заброшенного не было.
- Почему всё так плачевно?
- Скажем так: у нас страну приучили к торговле и отучили что-либо производить, нам всё из-за бугра тащат. А если и вырастишь что-то – проблема сбыть это, потому что все места уже распределены и поделены. У нас всё более-менее налажено, не пропадём. Но тем, кто собирается только прийти в бизнес, будет очень тяжело.