В Ярославле прошел 12-й международный фестиваль детского анимационного кино "Золотая рыбка". В жюри было много знаменитостей: кинорежиссер Татьяна Ильина, художник-аниматор Алексей Котеночкин (сын знаменитого создателя "Ну, погоди!"), неподражаемый актер Александр Леньков, наш земляк Александр Петров, получивший "Оскара" за фильм "Старик и море", Катрин Лаур.
Мультик из икры
Как признали члены жюри, талисманом фестиваля "Золотая рыбка" является Александр Леньков. Все знают легендарного домовенка Кузю, озвученного им (да и сам актер со своей пышной шевелюрой и небольшим ростом очень напоминает домового, над чем сам и смеется). Но в лицо "Кузю" многие никогда не видели.
Перед началом мастер-класса двое школьников переговаривались. "Видел, какой там Хоттабыч сидел?!" - восторженно спросил один. "Ага!" - радостно ответил другой. Разговор услышала учительница: "Какой Хоттабыч! Это народный артист!"
Начав мастер-класс, артист пошутил: "Мультфильмы можно делать из черной и красной икры". О месте артиста в процессе создания анимационного кино сказал так: сценарий - дело сценариста, герои - художника. Но вот душу в мультфильм вкладывает артист, озвучивая персонажей. А как сделать так, чтобы каждый образ был неповторим, чтобы даже через много лет его вспоминали с теплотой в сердце? В этом и есть тайна искусства. На мастер-классе Александр Леньков попытался ее раскрыть. Вдохновенно, неподражаемо, свободно!
"Душа, - сказал он, - есть даже у неодушевленных предметов. Например, старый башмак и туфелька. Что может быть общего? Решать вам. Импровизируйте!" На сцену вышли две девочки: первая - хозяйка очаровательной белой туфельки, вторая - большой черной шапки, а между ними встал он, хозяин старого черного ботинка, мистер Леньков. Решили разыграть сцену любви (башмак влюбился в туфельку) и ревности (сердце черной шапки разрывается от горя). "Ты куда, старый хрен, лезешь?" - подсказал слова хозяйке шапки Александр Сергеевич. Малышка попробовала повторить: "Куда ты лезешь... Кто?" "Старый хрыч!" - нашелся Леньков. Еще он показал, какое значение имеет материал и как можно обойтись без слов.
Но главное, сказал он, нужно верить в сказку и говорить на одном языке - языке добра и любви. Не позволяйте, чтобы границы вас разделяли.
Знакомая с детства зеленка...
О том, что есть русское анимационное кино, мы поговорили с кинорежиссером Татьяной Ильиной, автором "Щелкунчика" (в 2004 году мультфильм получил "Золотого орла" как лучший анимационный фильм).
- Татьяна Никитична, детская анимация имеет национальную специфику?
- Несомненно, как и любое другое искусство. Наши режиссеры выросли на определенной литературе, музыке, поэтому между ними много общего. Если попытаться как-то это охарактеризовать, то самый главный принцип здесь - не сотвори зла. На Западе все не так. В отечественных мультфильмах нет по-настоящему отвратительных героев. И не потому, что кто-то запрещает. Есть какое-то внутреннее табу. Я бы назвала это внутренним ощущением православия.
Не все наши режиссеры сознают, но все они несут это невольно. Особенно на суздальских фестивалях видно, что наши мультфильмы связаны с развитием души, тогда как практически все фестивали на Западе не поднимают подобные темы.
Я преподаю во ВГИКе и, общаясь с молодыми режиссерами, вижу, что сначала они, подобно иностранцам, хотят снимать злые истории, например, как люди не поделили деньги. Но это быстро проходит, потому что несвойственно, потому что наносное.
Есть замечательный молодой режиссер Зоя Киреева. Ее мультфильм "Девочка-дура" сделан с огромной любовью. Это фильм о семейных отношениях, о проблемах и трудностях взросления.
- Там у девчонки прямо-таки сверкают на коленках и локтях болячки, намазанные зеленкой...
- В этом и есть проявление менталитета. Попробуй расскажи, что такое зеленка, на Западе! А для нас всех - это неотъемлемая часть детства. В этом фильме очень много подобных деталей, в них проявляются особенности национальной режиссуры. Не знаю никакой другой страны, где бы так тотально проявлялась граница дозволенного и недозволенного в кино.
- В программе фестиваля были фильмы, созданные детьми. Какое участие в их создании принимают взрослые?
- Ребенок не может просто так взять и снять кино. Когда работают с детьми, стараются максимально раскрыть их желания и возможности, переводя все это в технику. Но не думайте, что ребенок просто сидит, а его рукой водит взрослый. Такого не бывает, это просто неправильно.
- С чего обычно начинается создание фильма?
- Кино начинается с предчувствия, неуловимого ощущения. Вначале было слово, но не фонетическое, а как бы произнесенное про себя. Потом уже пойдет и сценарий, и изобразительный ряд.
- А как анимационные работы отбираются для участия в "Золотой рыбке"?
- Согласно вкусам и пристрастиям отборочной комиссии. По характеру и идее фильмов можно судить об идее всего фестиваля. Вот 12-й, например, я бы обозначила по фильму вашего земляка Александра Петрова "Моя Любовь". Ведь когда творишь вместе с детьми, для детей - без любви нельзя. Это начало начал.
Гран-при XXII Международного фестиваля детского анимационного кино "Золотая рыбка" получил фильм ярославца Александра Петрова "Моя Любовь", лучшим дебютным фильмом признана "Девочка-дура" Зои Киреевой, а лучшим фильмом для семейного просмотра - "Кролик с капустного огорода" Аиды Зябликовой. Трогательного кролика озвучивал актер Александр Леньков.