Ярославская область уникальна - на её территории расположено порядка 5000 объектов историко-культурного наследия. О том, как в нашем регионе сохраняется историческое наследие, сколько старинных и культовых зданий удалось отреставрировать и сколько ещё будет восстановлено, наша беседа с заместителем директора областного департамента культуры, председателем комитета историко-культурного наследия Юрием Аврутовым.
- Юрий Иосифович, Ярославская область уникальна, у нас большое количество исторических памятников. И это предполагает огромную ответственность за сохранение наследия. Что предпринимается на уровне правительства области, чтобы сберечь уникальные здания для будущих поколений?
- Сохранение объектов культурного наследия – ёмкое понятие и включает в себя не только такие работы, как реставрация или ремонт, но также консервацию и приспособление для современного использования объектов культурного наследия.
Если на восстановление не хватает средств или не найден инвестор, то мы консервируем здание, проведя работы, позволяющие предотвратить разрушение. Но чаще удаётся найти инвестора, который, став собственником или арендатором, вкладывает средства в восстановление памятника. Причём закон предусматривает возможность приспособить объект под современное использование. Например, было жилое историческое здание, а инвестор переделывает его под магазин. Это позволяет жить историческому зданию дальше.
- Насколько успешна подобная практика?
- При подготовке к 1000-летию инвесторы потратили на реставрацию зданий внушительную сумму. Если говорить о конкретных примерах, то за счёт средств собственников были восстановлены здания Банка Москвы и Гостиного двора на Комсомольской улице. Яркий пример того, как собственник заботится о сохранении памятника, - дом, в котором расположился музей «Музыка и время», а также дом № 31 по Волжской набережной, больше известный, как дом Дедюлина. В настоящий момент инвестор восстанавливает очень красивое здание - замок Понизовкина на Красном Профинтерне.
- Как департамент отслеживает качество работ по восстановлению памятников?
- При передаче здания каждому собственнику выдаём документ – охранное обязательство. В нём прописан перечень работ, которые необходимо или нельзя делать на здании; алгоритм действий, перечень документов, которые должны быть, чтобы всё было законно. Обязательным приложением к охранному обязательству является график выполнения работ, который согласуется с собственником здания. Мы требуем чётко соблюдать график работ и взятые на себя обязательства. Однако прежде чем реставрация начнётся, собственник представляет нам для проверки проектную документацию. Работы начинаются при получении положительного заключения и после подписания договора с реставрационной фирмой, имеющей лицензию, при надзоре архитектора – автора проекта. Но и на этом наша работа не заканчивается: мы регулярно проверяем правильность работ. И если что-то идёт не так, останавливаем процесс и принуждаем устранить неполадки. Всё это мы делаем в рамках требований государственной охраны памятников.
- Известны случаи, когда инвесторы недобросовестно относились к обременению, возложенному на них, как поступает департамент в этом случае?
- Когда мы видим, что кто-то из собственников недобросовестно выполняет свои обязательства, то сначала стараемся убедить их добровольно выполнить эту работу. В большинстве случаев удачно. Если же владельцы не исполняют требования дальше, то привлекаем их к административной ответственности. Крайняя мера, которую мы можем применить, – изъять историко-культурный объект. Обычно мы стараемся не доводить до этого, хотя несколько подобных фактов было.
- Сейчас очень много говорят о застройке исторического центра Ярославля. Какова ваша позиция в вопросе строительства гостиницы у Митрополичьих палат и торгово-развлекательного центра в парке Дружбы?
- На подобных площадках возможна регенерация исторической среды зданий. Иными словами, строить можно, но габариты и высота новых объектов должны быть не больше тех домов, которые когда-то стояли на этом месте. Что касается возведения объектов на Волжской набережной, то здесь застройщики обещают убрать стоянку и парковку под землю, тем самым не портить вид набережной. Если говорить о застройке в парке Дружбы, то здесь главное - сохранить парк, поскольку зелёных зон в Ярославле немного. Строительство возможно лишь на участке, где раньше было кафе. Однако в проектно-сметной документации должна быть глава, в которой прописаны обязательства строителей по сохранению рядом стоящих зданий, а также по проведению раскопок. Именно эти требования выдвигал департамент культуры на суде. Они были признаны достаточными, чтобы отозвать разрешение на строительство.
- А как восстанавливают дома, которые находятся в областной и федеральной собственности?
- Реставрация этих зданий ведётся за областной и федеральный счёт. Например, в этом году из регионального бюджета на исторические памятники выделено 43 миллиона рублей. Дополнительно на эти цели будут потрачены и заработанные музеями деньги. Общая сумма, которая будет потрачена на ремонт и реставрацию, порядка 70 миллионов рублей.
Распределяя средства, стараемся придерживаться комплексного подхода, а не распылять их по чуть-чуть на все объекты. Надо отметить, что в прошлые годы в рамках подготовки к 1000-летию Ярославля мы смогли многое сделать. Проведены работы в историко-архитектурном музее-заповеднике, церкви Ильи Пророка, церкви Николы Надеина, церкви Рождества Христова, музеях Рыбинска и Углича, доме-музее Собинова, лепной школы Опекушина в селе Рыбницы.
- Вы говорили о финансировании из федерального бюджета, какие памятники культуры удалось восстановить?
- В 2009 - 2010 годах Федерация выдавала по 300 миллионов рублей на подготовку историко-культурных объектов. За это время на территории Ярославля и области удалось восстановить немало объектов. В частности, музей «Ботик Петра», где отреставрировали сторожку, привели в порядок часовню-крест, которая стоит при въезде в нашу область. Большие деньги потратили на здания в Ярославле - Знаменскую башню, церковь Петра и Павла, северный корпус ансамбля присутственных мест, где ранее размещалась областная дума, церковь Спаса на Городу, военный госпиталь, церковь Зосимы и Савватия, Ротонду, Дом Салтыкова.
- В этом году что-то будет отреставрировано?
- Из средств федерального бюджета выделены деньги на три объекта - Успенский собор Ростовского кремля, Фёдоровский монастырь в Переславле-Залесском и ансамбль церквей в Коровниках. Самый дорогой объект – Успенский собор в Ростове, на него планируется потратить 22 миллиона рублей.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть