- Елена, как вы считаете, почему сейчас так мало в стране художников, занимающихся гобеленами?
- После перестройки интерес к культуре был утерян. Люди выживали, им было не до картин. А когда уровень жизни улучшился, интерес вернулся только к живописи, а искусство гобелена стало очень узким и мало кому известным. Для большинства людей гобелен ассоциируется с ковриком на стене у бабушки или фабричной обивкой на диване. А это целый мир, рассказанный автором через вытканное им изображение. Сейчас этот вид декоративно-прикладного искусства популярен в Европе. Пока в России был провал, за рубежом в ткачестве далеко продвинулись. У нас же большинство гобеленщиков почтенного возраста. Совсем недавно в Москве прошло Первое российское триеннале современного гобелена в музее-заповеднике «Царицыно». Прискорбно, но я была одной из самых молодых участниц. И связано это, прежде всего, с финансами, точнее, их отсутствием. Поэтому многие художники нашли себе более прибыльное дело.
- Кто был вашим учителем в этом виде искусства?
- Елена Владимировна Смагина, легендарный преподаватель Ярославского училища культуры, лауреат областной премии им. Опекушина. Мы познакомились, когда я сама была студенткой этого учебного заведения. Мне и ещё нескольким ребятам она предложила поучиться ткать гобелены. Ученицей я была три года. Помню, как первое время путались пальцы, нити рвались. Оттачивалось мастерство долго. Освоив технику, я стала вместе с Еленой Владимировной создавать гобелены. Покупали её работы люди со всего мира, однажды приобрели для японского посольства.
- Принято считать, что ученик не должен подражать учителю...
- Я считаю, что это не совсем так. Это нормально, когда ученики полностью осваивают технику учителя, подражают ему, берут те же темы. Копирование учительских работ необходимо для становления ученика. В первые годы самостоятельной работы я делала гобелены по стилю и технике, не отличающимся от той, в которой творила Смагина. Только к 2005 году, когда я ткала натюрморт для первой своей всероссийской выставки, стал появляться собственный стиль, свои сюжеты.
- Если сравнивать отечественных мастеров с зарубежными, как можно охарактеризовать уровень тех и других?
- В России в последние 10 - 15 лет был застой, в отличие от Запада, стран Прибалтики и даже Украины. Мы потеряли почти целое поколение художников, поэтому наши работы так отличаются от западных. Если россияне создают холсты по канонам, используют достаточно приглушённые цвета, то зарубежные авторы – более яркие нити, не боятся экспериментов. Например, в гобелены сейчас вплетают ткани, бусины. В результате получаются яркие, необычные сотканные произведения искусства.
- Расскажите, как создаётся гобелен.
- Работа над гобеленом начинается с создания эскиза. Сначала я рисую его на бумаге, потом делаю в цвете. Контур аккуратно переношу на картон в полную величину, который станет своеобразной схемой работы. Уже потом я натягиваю нити основы и начинаю ткать. Это очень трудоёмкий процесс, пять сотканных сантиметров после «прибивки» уменьшаются до одного сантиметра. Например, работу размером 90 на 180 сантиметров можно делать месяц – полтора. Но буквально недавно я выяснила, что можно справиться и за семь дней и семь ночей. А получилось так из-за переноса сроков выставки и моего острого желания поучаствовать в ней.
- Отсутствие финансирования – основная проблема, как же выживаете вы?
- Как художник, гобеленщик, я состоялась исключительно благодаря мужу. Если бы не его поддержка, то, возможно, я тоже нашла бы себе более прибыльную сферу, например, занялась бы батиком. Муж у меня художник. Он работает в жанре живописи. У меня пока нет мастерской, работаю дома в обычной квартире. Когда сын был маленький, я часто ткала в коридоре по ночам. Лишь в последний год у меня появилась возможность работать днём. Хотя сейчас я понимаю, что не так важно, есть у тебя мастерская или нет, главное - любить дело, которым ты занимаешься.
- О чём вы мечтаете?
- Гобелены сейчас не популярны - мне бы хотелось это исправить. Пока я не знаю, что это будет - собственная школа, студия, уроки... Но мне бы хотелось, чтобы интерес к этому виду искусства был возрождён, и выросли молодые интересные авторы.