Основными достопримечательностями Ярославля являются древние храмы и монастыри. Так, в прошлом году состоялись грандиозные торжества по случаю 700-летия основания Толгского монастыря, в этом празднуем 400-летие Кирилло-Афанасьевского монастыря. Сможем ли мы сохранить многовековое наследие? На этот вопрос отвечает кандидат исторических наук Мария Александрова.
С каждого купца - по церкви
Владислава Куимова, «АиФ-Ярославль»: Мария Вячеславовна, приезжих всегда удивляет, почему в Ярославле так много церквей.
Второй момент: в это сложно поверить, но Ярославль был вторым по богатству городом во всей Руси. Капитал - это всегда амбиции, стремления и честолюбие. Каждый купец хотел в своей жизни сделать святое дело - построить храм. В основном всё, что мы сейчас любим и ценим, - это памятники архитектуры 17-го века. В 18-19-м веках богатейшие люди перебирались в Санкт-Петербург. Соответственно, за это время строится гораздо меньше храмов.
То есть количество церквей в Ярославле связано с историей города, проживающими здесь людьми и их возможностями. Любопытный факт: до революции в Ярославле на 100 тысяч жителей приходилось 116 церквей. Потом многие из них были разрушены во время гражданской войны, когда бомбили город. В то время сюда с реставрационной комиссией приехал архитектор Пётр Барановский, и только благодаря его усилиям удалось спасти многие памятники архитектуры.
А в 30-е годы храмы просто уничтожали. Уникальный случай произошёл в 1934 году. Тогда советские власти собрались взрывать церковь Ильи Пророка. Скромный музейный работник Николай Кузнецов заперся в храме и наотрез отказался выходить. Рискуя собственной жизнью, он спас прекрасную церковь. Через некоторое время к нему присоединился Барановский, который вёл переговоры с
местным начальством. Так человеческий фактор сыграл огромную роль при спасении города.- Есть ли сегодня меценаты на земле Ярославской?
- Раньше меценаты жертвовали деньги на храмы, потому что не знали, куда их отдать ещё. В 18-19 веках выделяются средства на училища, тюрьмы, какие-то социальные институты. Сейчас выбор ещё больше. Верующий человек может просто пожертвовать деньги в любой фонд. Процесс становится более интимным. Тем не менее, мы все знаем Виктора Тырышкина, построившего на свои средства Успенский собор в Ярославле, он почётный гражданин города. Олег Жаров участвует в восстановлении села Вятское. Много примеров людей, которые действительно помогают. Не меньше тех, кто старается не афишировать этого.
- Если говорить о современных постройках, то являются ли они значимыми для архитектуры города?
- Конечно, сложно назвать новое строительство архитектурными шедеврами. Но я не удивлюсь, если через много лет экскурсоводы будут говорить: «Это памятник архитектуры 21-го века». Есть определённые современные тенденции. Никольский собор в Переславле похож на Успенский в Ярославле. Оба они построены на пожертвования Тырышкина, но разными архитекторами. Похожие храмы я видела в Екатеринбурге, Калининграде. Такова стилистика нашего века.
Есть другой спорный момент: как новые строения уживаются со стариной? Архитекторам необходимо продумать, как древняя церковь будет смотреться рядом с современным зданием. Рядом с храмом Николы Мокрого стоит планетарий. Как это смотрится? На мой взгляд, нормально. Но ТРЦ «Аура» в самом центре города?! Это другой разговор. Или ситуация: стоит храм, а рядом с ним стройка, забивают глубокие сваи, что приведёт к размытию грунта. Почему архитектор не задумался о сохранении памятника? Церкви у нас - визитная карточка города, способ привлечения туристов.
Главное - уважение
- Как ярославцам сберечь наследие для будущих поколений?
- Необходим контроль со стороны архитектурных органов, специалистов, искусствоведов. При этом и сами верующие должны понимать, что они приходят не просто в храм, а это объект культурного наследия. Элементарный пример - фрески на стенах разрушаются от влажности. Не нужно заходить в помещение в плащах, с зонтами. Не устраивать толкотню в церквях, не задевать стены руками. Главное - это уважение.
- Сейчас церкви в историческом центре города - это места для верующих людей или больше для туристов?
- Это достаточно интересный момент. По моим личным наблюдениям, для многих людей церковь стала внешне формальным местом. Таким она была и в средневековье. Конечно, этого не афишировали, а сейчас всё просто подаётся более цинично. Женщина идёт в брюках, шортах, на входе в церковь надевает юбочку, выплёвывает сигарету, нацепляет платочек, и она уже такая набожная и хорошая. Люди не совсем воспитаны в плане церковного института. Мало кто ходит в церковь каждый день или каждую неделю. Когда в храме Ильи Пророка проходят службы, там 5-6 человек. В Успенском соборе так же, ну 20 человек максимум. Люди, не разобравшись, пришли на экскурсию, но пытаются одновременно и смотреть фрески, и покупать сувениры, и ставить свечи.
Кстати, есть одна история, связанная с Ильинско-Тихвинской церковью. Раньше там находилась икона, которая якобы исцеляла от зубной боли. По старым поверьям, если её погрызть, то человек исцелится. С пары уголков остались реальные отпечатки зубов людей. Такое народное средство пользовалось популярностью до появления больниц. Проверить эту теорию сейчас, конечно, нельзя. Икона является музейным экспонатом.
- Как вы считаете, сохранится ли облик Ярославля через 100-200 лет? И будет ли он таким же привлекательным для путешественников со всего мира?
- По моему мнению, ярославцы - большие молодцы, стараются сохранить то, что им досталось от предков. При этом город не может оставаться таким, каким был в 17-м веке. Раньше женщины полоскали бельё в лужах, а сточные канавы проходили рядом с жилыми домами. А в 19-м веке все фасады были завешаны странными рекламными табличками. Разве это нужно оставлять? Нам сильно повезло, что во время Великой Отечественной войны немцы не тронули Ярославль. Сегодня город развивается, меняется. Главное - это продуманность и адекватность в любом деле.