С 2018 года указом Президента РФ музейное имущество религиозного назначения, находящееся в государственной или муниципальной собственности, будет передано Церкви.
Почему сотрудники музеев, сегодняшние хранители этого богатства, относятся к памятникам православной культуры не менее трепетно, чем священнослужители, мы попросили рассказать искусствоведа Викторию Горшкову.
Кто хранители древностей?
Елена Кулькова, «АиФ-Ярославль»: Виктория Викторовна, в 2010 году Президент Владимир Путин подписал закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения». На переходный период было отведено 6 лет. Какая судьба ожидает иконы? Многие надеялись, что процесс передачи их не затронет.
Виктория Горшкова: Строго говоря, срок передачи - декабрь 2018 года, и он касается только недвижимых памятников. Это очень серьёзная проблема, особенно если в здании, принадлежащем епархии, находится какое-то учреждение. По закону ему должно быть предоставлено помещение аналогичной площади в этом же районе. Вопрос предоставления помещения решает учредитель той организации, чьи помещения должны быть переданы, в данном случае - это правительство Ярославской области. Что касается передачи икон, то этот вопрос, не менее проблематичный, на сегодняшний день не поднимается, что говорит об ответственности и взвешенной позиции Ярославской митрополии.
- Для вас, как для человека, занимающегося два десятка лет сохранением и умножением духовной культуры, наверное, будет больно передавать музейные экспонаты?
- В вопросе совместной работы по сохранению произведений древнерусского искусства музея, как государственного учреждения, и церковных организаций сейчас много позитивного. Главной проблемой сохранения памятников в условиях действующего храма является отсутствие специалистов в церковной среде. Сейчас в митрополии появляются должности древлехранителей, они обеспечиваются специальной литературой, что не может не радовать. Одновременно надо понимать, что процесс обучения таких специалистов, их количественный рост - дело не одного десятилетия.
Важным сдвигом является уже осознание ответственности за памятники, имеющие историческое, культурное и художественное значение, находящиеся в действующих церквях.
Что касается передачи икон, то этот вопрос, не менее проблематичный, на сегодняшний день не поднимается, что говорит об ответственности и взвешенной позиции Ярославской митрополии.
Наш 14-летний опыт совместного хранения иконы Толгской Богоматери конца XIII - начала XIV в., почитающейся чудотворной, в Свято-Введенском Толгском монастыре показывает, что такое хранение требует серьёзного обеспечения - от физической охраны до постоянного внимания хранителя и реставраторов. Очень важно, что не только мы регулярно посещаем иконы, но и в монастыре находится специально назначенный ответственный хранитель.
Но в целом подобное хранение - скорее, исключение, чем правило, и стать повсеместным, особенно когда дело касается сельских храмов, оно не может.
- Нередко звучит претензия к музейщикам, что они не выставляют многие иконы, лишая ярославцев и гостей города возможности увидеть их.
- По счастью, в наши дни такие обвинения уже не звучат. Достаточно убедиться, как выглядит икона под многочисленными слоями записей и потемневшей олифой, чтобы понять, что превращение подобной иконы в образ, который можно разглядеть и молитвенно с ним общаться - дело долговременное. А именно такие, неотреставрированные иконы и находятся в музейных хранилищах.
Что же касается памятников, которым возвращен их первоначальный облик, то они все опубликованы в каталоге нашего музейного собрания, представлены в постоянной экспозиции в Митрополичьих палатах, на выставках.
Реставрация одной иконы занимает от года до 15 лет, и когда мы определяем, что нужно отреставрировать, то сразу решаем - в постоянную экспозицию или на выставку она пойдёт.
В течение 2002 - 2014 годов мы организовали больше 30 выставок наших икон по всей России - от Калининграда до Новосибирска, поэтому их увидели десятки тысяч россиян.
Почему память бесценна?
- По тому же закону 2010 года выселяемые музеи должны получить эквивалентные помещения. Как у нас в области обстоят с этим дела? Какова ситуация у музея-заповедника, который должен переехать в здание госпиталя?
- Судьба музея-заповедника беспокоит многих ярославцев. Богатейший и один из старейших музеев нашей области с большими фондами и разнообразными экспозициями в случае переезда требует помещений, специально приспособленных для хранения произведений из различных материалов. Здание складов на улице Революционной - это, как я понимаю, первый этап. Судя по всему, ведутся переговоры по передаче всего комплекса госпиталя, но это здание требует серьёзных финансовых вложений для приспособления его под музей.
- В жизни случается всякое, древние фрески могут погибнуть из-за прогнившей крыши, воры залезть в церковь и вынести иконы из-за отсутствия надёжной охраны. Кто в таком случае будет нести ответственность за утрату культурного достояния?
- Одна из обязанностей владельца культурного памятника - его популяризация. И музеи в этом сегодня преуспели: создаются экспозиции, выпускаются альбомы, организуются выставки и интересные встречи. Перед Церковью таких задач не стоит, а, значит, произведения древнерусской живописи могут быть забыты.
- Произведения древнерусской живописи - иконы, которые оказались в музее перед тем, как храмы, из которых они происходят, были разрушены, сейчас отреставрированы, изучены, осмыслены с точки зрения развития ярославской культуры. Именно потому, что иконы оказались в музее, они стали частью бесценной культурной памяти народа.
Какие выдающиеся произведения спасли музейные работники в 1930-х годах, спрятав их на чердаке Митрополичьих палат! Иконы - не только моленный образ, это рассказ об истории нашей страны и Ярославля.
Деятельность музея и церкви идёт каждая в своём направлении, и в обществе они все востребованы.
Только в нашей экспозиции представлены три иконы, на которых изображён Ярославль: как участник Куликовской битвы, как активный центр в событиях Смуты 1612 года и крупный экономический центр XVII века. А какой была княжеская культура накануне нашествия монголо-татар? Что волновало современников в духовной жизни грозненской эпохи? Какое мироощущение было у ярославцев «золотого» - XVII века? Много открытий будет сделано и в процессе реставрации новых произведений. У нас есть позитивный опыт совместного сотрудничества с Ярославской митрополией. Копии икон XVIII-XIX вв. из музейного собрания, написанные современными профессиональными иконописцами, сейчас находятся в Успенском соборе Ярославля. В Казанском монастыре - копия иконы-рамы с историей образа чудотворной иконы Казанской Богоматери. Церковная жизнь - живой организм. Появляется потребность в новых образах, в развитии иконографии, и здесь мы совместно разрабатываем программы новых фресковых циклов и образы современных икон.
Словом, деятельность музея и церкви идёт каждая в своём направлении, и в обществе они все востребованы. Важно, видимо, разделять позицию, что мы когда-то уйдём, а то, что создано предками, обязано нас пережить, в том числе и благодаря нам.