Грядущее столетие Великой Октябрьской социалистической революции не проходит без внимания не только политиков и масс-медиа, но и игроков туристической сферы.
Так, в «колыбели революции» идёт программа, посвящённая штурму Зимнего дворца. Его не было, как и бегства Керенского, переодетого в женское платье: это плод фантазий «историков», сочинявших по высочайшему повелению мифологию событий, приведших к власти Ленина и Троцкого.
Нашей области повезло больше. Советская эпоха в Ярославии представлена реалистично и фактурно, со вкусом и чувством меры. В Ярославле, Рыбинске и Тутаеве туристы могут погрузиться в быт того безвозвратно ушедшего времени благодаря остроумным выставкам. После осмотра одной из них корреспондент «АиФ» побеседовал с экскурсоводом «Рыбинского центра туризма» Ольгой Шубиной.
Артефакты дней минувших
Игорь Велетминский, «АиФ-Ярославль»: Ольга Михайловна, открытая в посёлке гидростроителей экспозиция «Советская эпоха» уже привлекла к себе множество туристов. В чём причина популярности именно этого проекта, ведь он в десяти километрах от привычных для путешественников маршрутов?
Экспозиция «Советская эпоха» полностью занимает здание ДК и охватывает все периоды советской истории. Воссозданы интерьеры советского кинозала, в котором показывают киножурнал «Фитиль», а также кабинета партийного работника, советской столовой, большой коммунальной квартиры. Представлена коллекция тогдашней аудиотехники, атрибутика советской школы.
- То есть акцент сделан на бытовые подробности? Это стремление уйти от оценок, поскольку до сих пор предпринимаются попытки очернить ту эпоху?
- Огромное количество артефактов минувшей эпохи - это очень интересно. Молодёжь и дети никогда не видели ничего подобного: для них каждый экспонат - маленькое открытие. Как можно перечеркнуть то, чем до сих пор гордятся люди, заставшие времена Советского Союза? Тот замечательный период истории был наполнен свершениями, созиданием, успехами и радостью. Я горжусь советской эпохой, имея к этому основания, как и все патриоты нашей Родины.
Город - работяга
- Каждый город имеет свою линию жизни, лишь внешне схожую с другими. Каким вы видите Рыбинск?
- Я живу в городе уже 14 лет и погружалась в его историю постепенно. Сейчас у меня большой архив, и он пополняется: новые данные нанизываются, как бусы на ниточку. Все события за тысячу лет существования Рыбинска - сначала имевшего имя Усть-Шексна, затем Рыбная Слобода - говорят о том, что это настоящий город-труженик, город-работяга. В девятнадцатом веке он заслужил имя «столицы бурлаков». Купец Журавлёв построил в окрестностях города крупнейшую в Европе канатную фабрику, затем кирпичный и судостроительный заводы. В городе работали чугунолитейный завод Головина и железнодорожные мастерские, крупные мукомольные фабрики купцов Калашникова и Галунова. В 1907 году братья Нобели построили существующий до сих пор судостроительный завод. На Волге был построен мощный специализированный нефтеналивной флот, морские и речные суда различного назначения.
Новая власть прочно установилась в Рыбинске в марте 1918 года: показательно, что антисоветский мятеж в июле этого же года был подавлен за несколько часов, в то время как в Ярославле для этого потребовался 21 день. В советское время Рыбинск играл большую роль в индустриализации страны. С начала тридцатых годов город быстро растёт, превращаясь из торгового в промышленный. На базе завода «Русский Рено» создаётся крупнейший в городе моторостроительный завод, выпускавший авиационные моторы, много других гигантов индустрии. Вокруг них растут рабочие посёлки, позже вошедшие в черту города, люди обеспечиваются жильём. В 1932 году открылся Рыбинский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе.
- Но всё же особое место занимает в истории города гигантский проект «преобразования природы», говоря словами Иосифа Сталина.
- Безусловно. Строительство Рыбинской ГЭС и гидроузла было начато в 1936 году. Проект преследовал две цели: обеспечить глубоководный путь из Волги к Балтийскому морю и Москва-реке, снабдить растущий промышленный центр электроэнергией. Строительство велось организацией «Волгострой», с привлечением заключённых «Волголага». Так, в 1941 году их контингент составил 91 тысячу человек. На стройку приезжало много активной молодёжи, стремившейся строить «Большую Волгу».
В Переборах, где Волга была особенно мелкой, был возведён двухниточный шлюз и водосливная плотина Рыбинского водохранилища. Рыбинское водохранилище затопило большие площади земель в поймах рек Шексна и Молога. Ушёл под воду и город Молога, население которого большей частью было переселено в Рыбинск. Замечу, что в экспозиции «Советская эпоха» есть выставка «На дне рукотворного моря», на которой представлены уцелевшие вещи и предметы быта жителей Мологи. Уже во время войны, 18 ноября 1941 года, был запущен первый гидроагрегат. В 1942 году после строительства линии электропередачи рыбинский ток пришёл в Москву.
Страсти по причалу
- Послевоенные годы были отмечены переименованиями города.
- Да, в 1947 году Рыбинск стал Щербаковым в честь подзабытого ныне политического деятеля, возглавлявшего в войну Совинформбюро, но через десять лет возвращено прежнее имя. В 1984 году Рыбинск стал Андроповым после смерти нашего земляка, ставшего руководителем сверхдержавы. Через пять лет в разгар «перестройки» - вновь Рыбинск. Но гораздо важнее то, что после войны в городе появились новые отрасли: приборостроение, электротехническая промышленность.
- Контраст с девяностыми годами, когда советский проект был похоронен, причём тогдашними руководителями первого в мире социалистического государства, очевиден. Но нынешние времена дают почву для оптимизма?
- Экономический кризис и уменьшение финансирования «оборонки», действительно, сильно ударили по городу. Прекратили существование многие заводы. Население сократилось на 60 тысяч человек. Но уже давно заметны признаки оживления и подъёма. Вот самый последний пример. Легендарное предприятие «Верфь братьев Нобель», которое долгое время находилось в сложнейшей ситуации, недавно вошло в структуру концерна «Калашников» и уже приступает к выполнению новых проектов в рамках гособоронзаказа.
Могу вспомнить, что я не раз пыталась задать очень важный для всего Рыбинска вопрос на «прямой линии» Президенту России Владимиру Путину: «Почему наш город пяти морей, в который ездит огромное количество и российских, и иностранных туристов, до сих пор не имеет стационарного причала для швартовки теплоходов?» И, судя по последним новостям, этот причал наконец-то у нас появится. Буду внимательно следить за реализацией этого проекта и очень порадуюсь новым позитивным изменениям в жизни любимого Рыбинска.