Примерное время чтения: 7 минут
1717

История в картинах. Валерий Теплов совместил семейный и творческий успех

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. Аргументы и факты - Ярославль 30/03/2016
Валерий Теплов - на юбилейной выставке.
Валерий Теплов - на юбилейной выставке. / Анастасия Вишневская / АиФ

На открытии выставки «Семейный альбом. Тепловы Валерий, Лидия, Максим» юбиляра поздравили губернатор Ярославской области Сергей Ястребов и председатель регионального отделения Союза художников России Александр Александров.

Но, получив поздравительные адреса, медаль «За труды во благо земли Ярославской» II степени и Золотую медаль имени В. И. Сурикова, Валерий Васильевич продолжает считать главной наградой и самым значимым достижением свою творческую семью. Ведь одно дело - развить собственный талант, попутно затоптав в близких ростки индивидуальности, и совсем другое - гармонично творить рядом, создавая такие разные, но равно душевные картины.

Художник-пограничник

Поступать в Ярославское художественное училище Валерий Теплов отправился после седьмого класса, поняв, что химия, физика и математика никогда не станут для него ни любимыми, ни хотя бы понятными предметами. Тем более, интерес к рисованию уже успел проявиться - с пятого класса Валерий срисовывал иллюстрации из прочитанных книг. По этим первым опытам Андрей Ильич Смагин, бывший в то время директором училища, сразу понял, что способности у юноши есть, не хватает только хороших классических основ: рисунка, композиции, живописи.

«В 50-70-е годы в училище хорошую школу давали, - вспоминает Валерий Васильевич. - Подготовка была сильная и в живописи, и в рисунке, и в композиции, поэтому дальше было легко - ярославцы всегда поступали в те институты, в какие хотели».

Поступил и Валерий Теплов - в академию имени С.Г. Строганова - но сначала три года отслужил на Камчатке. Впрочем, и служба скорее помогла получить новый изобразительный опыт, чем помешала учёбе.

«Однажды вызывает меня капитан Владимиров и говорит: «Теплов, ты у нас художник? Во Владивостоке организуется выставка «Художник-пограничник». Пиши картину, мы её отошлём на эту выставку». Я около месяца писал этюды, и, в конце концов, мы отослали на выставку картину «На границе» и эскиз «На стрельбище». Так я в первый раз стал участником выставки - ещё в 1961 году».

В Москву с Камчатки Валерий Васильевич привёз множество пейзажей и солдатских портретов. К сожалению, большая часть работ впоследствии исчезла из редакции журнала «Пограничник». Так в первые же годы творческого пути молодому художнику довелось испытать и признание, и неблагодарность публики. Но от мольберта он не отошёл, более того, вскоре мольберта в семье стало два.

Три разных мастера

С будущей женой Валерий Теплов познакомился на втором курсе «Строгановки».

«Лида была потрясающим портретистом, - вспоминает Валерий Васильевич, обходя ту часть экспозиции, где тонко выписанные натюрморты и пейзажи чередуются с задумчивыми красивыми лицами. - Она не просто рисовала здорово (а в портрете нужно очень хорошо рисовать, там нет той свободы действий, что в пейзаже или натюрморте), она открывала сущность человека, его характер, внутренний мир».

Сын Максим, по мнению Валерия Васильевича, в такой семье был обречён стать художником, хотя и мечтал, как все дети, быть космонавтом или милиционером. Сегодня Максим Теплов - член Союза художников России и обладатель серебряной медали «Традиция, духовность, мастерство». И, что особенно ценно для отца, сын не стал копировать стиль ни одного из родителей, а пошёл своим путём.

«Обычно в династиях бывает так: показывает свои работы отец - всё хорошо, показывает сын - а у тебя ощущение, что ты эти картины только что видел, - говорит Валерий Теплов. - Удивительно, но у нас в семье не так. Мы три абсолютно разных художника. Я эмоциональный, интенсивный - чёрный, красный. Максим - мягкий, лиричный, «перламутровый». И Лида - тонко чувствующая, тёплая».

Разнятся и излюбленные жанры художников Тепловых. От портретов Лидии Николаевны и натюрмортов Валерия Васильевича до пейзажей (в том числе городских, ярославских) Максима. При этом в традиции семьи всегда были совместные выезды на этюды и другие виды творчества - не совместного, но сопричастного. Так, каждую осень, собрав букет из подсолнухов на участке в Новом Селе, Тепловы ставили натюрморт, располагали вокруг него мольберты и создавали разные версии одной реальности. Реальности, наполненной любовью и вдохновением.

Яблоки и раки

Усадьба, когда-то так удачно купленная Тепловыми, как будто специально предназначена для того, чтобы в ней жили и творили художники. Сначала дом приказчика кирпичного завода, а затем жилище местной знахарки, это здание скопило в себе столько предметов старины, что Валерий Васильевич никогда не испытывал недостатка в натуре для натюрмортов. Лавки и кадки, самовары и туески, ключи и бутыли - всем этим выразительным вещам нашлось место на картинах Валерия Теплова. А большинство из них оказалось и на триптихе, которым художник в 70 лет подвёл итог своей работе в этом направлении живописи.

Среди изделий из дерева, стекла и металла, любовно выписанных на «исторических» натюрмортах, посетителям выставки бросаются в глаза яркие картины с зелёными яблоками и красными варёными раками.

«Яблоки - это антоновка, которую мы на даче моей родственницы собираем, - объясняет Валерий Васильевич. - А раки были привезены из отпуска в Херсоне и оказались одним из самых продаваемых сюжетов. Я тогда их варёных привёз, убрал в холодильник - днём достану, попишу и опять в холодильник убираю. До чего красивые! И не я один так думаю, видимо: в общей сложности я восемь или десять таких натюрмортов продал».

Несмотря на то, что заработок художника напрямую зависит от количества проданных картин, есть работы, которые Валерий Теплов  никому не продаёт. Например, «Антикварная лавка», «Осенний натюрморт» или «Встреча поколений», где среди металлических затейливых рукодельных чайников и турок неприкаянно стоит невыразительный современный электрический чайник.

«Встреча поколений» по жанру оказывается где-то между натюрмортом и сюжетно-тематической картиной, видимо, не случайно. Завершив период натюрмортов, Валерий Теплов готовится начать новый цикл картин.

Поиск пути

Художнику, чтобы жить, необходимо развиваться. Поэтому Валерий Теплов далёк от того, чтобы, будучи представителем реализма, отрицать кубизм, сюрреализм или абстракционизм.

«Другое дело, что все родоначальники этих направлений на высоком уровне владели и рисунком, и живописью, а новые направления создавали в периоды переосмысления своего творчества, - замечает он. - А когда человек, не умея рисовать, начинает плескать краску на холст, сразу видно, что глубокой основы под этим нет».

Сам Валерий Васильевич считает, что реалистическая манера письма далеко не исчерпала себя, но всегда полезно попробовать себя в новом жанре. У него уже есть наброски и в общих чертах прописанные сюжеты и персонажи будущих картин.

«Я не прихожу в мастерскую к девяти утра, как токарь к станку, - рассказывает Валерий Теплов. - Пока у меня не сформируется кадр в голове, не прорисуется, бесполезно начинать картину. Зато потом наступает день, когда я иду к мольберту, пишу, почти не прерываясь, - и за 2-3 сеанса картина готова».
Так что скоро, возможно, мы увидим совсем нового, незнакомого Валерия Теплова. И пожелаем ему счастливого нового пути.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах