В ярославской глубинке - деревне Мартыново, что неподалёку от Мышкина, живёт необычный народ - кацкари, имеющие не только свой язык, причём живой, свои обычаи и традиции, но и собственную мифологию.
Об удивительных людях и их сегодняшней жизни рассказал Николай Румянцев, коренной кацкарь, чьи родители, деды и прадеды родом из этих мест.
Знают свою родословную
Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»: Николай Викторович, расскажите, кто такие кацкари?
Как пишут культурологи, Кацкий стан - единственное, пожалуй, место во всей России, где ещё живёт почти уже угасшая крестьянская культура. И не просто живёт, а продолжает дальнейшее своё развитие! Ведь само Мартыново - это настоящая деревня, где нет ни одного дачника, все живут постоянно, работают и одновременно ведут своё личное хозяйство.
- Когда и у кого родилась идея создания Музея кацкарей, который находится в самом сердце «Золотого кольца»?
- Музей открылся в 2000 году в деревне Мартыново. Этому предшествовало появление краеведческого местного журнала «Кацкая летопись», первый номер которого вышел в свет в 1992 году, и клуба «Кацкая летопись». Свои названия и журнал, и организация получили по старинному названию здешних мест, изучением истории, культуры, этнографии которых они и занимались. Всё это становилось и развивалось под руководством местного учителя истории и краеведения Сергея Темняткина.
Кстати, Сергей Николаевич преподавал в нашей школе уникальный предмет «Кацковедение» - по учебнику, который сам и разработал. С 5 по 9-й класс дети изучали свой диалект, обычаи, фольклор, мифы.
Идею Темняткина поддержали местные жители. Правда, не были уверены, что это, кроме как им, ещё кому-то надо. Музей, как и полагается, создавался в первую очередь для собирания и хранения культурных ценностей.
Уникальность его заключается в том, что о кацкарях говорят сами кацкари. Все экскурсоводы - местные, поэтому они фактически рассказывают о своей жизни, жизни своих родителей, дедов и прадедов. Их речь особенная, кацкая, её не подделаешь нарочно, и тем правдоподобнее звучит информация из их уст. А память у кацкарей хорошая.
Не случайно в музее показывают кацкие «поконницы» на рубелях и колотушках - особые гербы, родовые знаки, которые передавались из поколения в поколение в семьях. Так, экскурсовод Наталья Шалаева рассказывает: «У каждой крестьянской семьи существовала такая мета, а это мета - нашей семьи Лепёшкиных из Дьяконовки в виде полетавки-бабочки». И многие предметы из их семьи, документы, фотографии присутствуют в экспозиции.
Среди кацкарей стало почётно предлагать в музей свои редкие фотографии и документы. А работники из отдела фондов, работая с документами в Угличском архиве, помогают найти предков для составления родословного древа. Поэтому многие кацкари знают свою родословную в пятом и даже седьмом колене!
Про Белую Корову
- Чем же может удивить туристов деревенский музей?
- Основная музейная программа называется «Побахорим по-кацкие» - «Поговорим по-кацки»: посетители знакомятся с этнографической экспозицией, живым деревенским подворьем, кацким фольклорным театром коменничаний, пробуют угощение из русской печки, покупают местные сувениры и деревенские продукты. Однако ж её цель - познакомить туристов с кацким мировоззрением, дать им возможность взглянуть на мир глазами кацкаря. При этом широко используется кацкий диалект. Этнографический музей кацкарей - пожалуй, единственный в России, кто сумел сделать объектом показа диалект русского языка: здесь на нём «бахорят» (говорят), выпускают печатную продукцию, частично ведут делопроизводство.
Туристов приглашают в избу, где идёт увлекательный рассказ о деревенской жизни. Рассказ о быте, фольклоре, истории конкретных людей причудливо переплетается с колоритным кацким говорком: «Падерёнок лёжит в зыбке, ёму спокойно, рыкнёт - мать за завёрку дёрнёт, зыбка вновь зыбаёт. А от докучливыех да наядныех насёкомых пологом завесит».
Деревенская жизнь не мыслима без хозяйства, и в Мартынове все держат скотину, и в музее тоже есть подворье: лошади, овцы, гуси, индюки, курицы... А особенно хороша корова - приветливая, ласковая, словно взятая из кацкого мифа про Белую Корову - Солнце. Животных можно погладить, покормить с руки, сфотографировать. А в ответ корова Рыня всех оближет своим шершавым языком. О счастливом человеке ведь говорят: его корова облизала!
Каждой группе предлагается отведать деревенское угощение из русской печки - для этого используются три музейные русские печки. Еда незамысловатая, самая что ни на есть деревенская: щи, томлёная картошка да топлёное молоко, - но именно этот обед будет для туристов лакомством.Этнографический музей кацкарей - пожалуй, единственный в России, кто сумел сделать объектом показа диалект русского языка.
Образовательная программа «Урок кацкого диалекта» познакомит и детей, и взрослых с кацким говором, представит удивительно красивый мир живой деревенской речи. А чтобы память о кацкарях осталась надолго, каждому участнику программы дарится блокнот с прибайкёй (стихотворением) на кацком диалекте.
«Не вкусно без пряностей»
- Много ли туристов посещают ваши края?
- Когда создавали музей, о них и не думали. Ну, кто приедет из города в деревню?! Но Музей кацкарей существует уже 17 лет. И что удивительно, едут люди, едут, чтобы прикоснуться к деревенской жизни, её культуре. Каждый для себя находит что-то близкое, родное. Многие соотносят увиденное со своим детством, проведённым в деревне, а другие с удивлением видят жизнь, которая им кажется необычной, но которая является частью культуры страны. Посетителей-иностранцев у нас немного. По словам одного из них, канадца, наш музей, деревня вызывают восторг. До нас они побывали в Москве, Санкт- Петербурге, видели величие этих городов. И потом эту роскошь назвали «хорошим блюдом, которое всё же не очень вкусно «без пряностей», как они отозвались о нашем музее.
- Какие проблемы у музея?
- Это в первую очередь дороги до деревни. Мы располагаемся в 30 км от Углича, а дорога для туристических автобусов непроезжая, и они идут в объезд, теряя время. Кроме того, ужесточение правил перевозки детей сказалось на посещении музея детьми.
- У вас проходила «Ночь в музее»?
- Такие акции для деревни и села нехарактерны - это для городских учреждений. Там есть и свои посетители, жители города, которым интересно ночью побывать в музее, и приезжие, которым есть где переночевать. А у нас в деревне проживает 111 человек, которые ночью в музей не пойдут, а гостям остановиться негде.
Сохранить культуру
- Говорят, жители Мартыново сами восстанавливают часовню?
- Да, в здании бывшей школы. Часовня Смоленской Божьей Матери. В Мартынове своего храма никогда не было, теперь жители сочли, что он необходим. По большим праздникам отец Сергий из Мышкина проводит здесь службы. А на иконостас мы сейчас собираем средства.
- Куда же делась школа?
- Её закрыли, как и детский сад. А фельдшерский пункт мы смогли отстоять. Когда-то у нас в Мартыново была центральная усадьба колхоза «Верный путь». Сегодня от колхоза почти ничего не осталось, в нём трудятся всего девять человек.
Музей для деревни имеет огромное значение, я бы сказал, это «деревнеобразующее предприятие». У нас работают 24 человека, все местные, бывшие учителя и работники детского сада. Это те, кто остался в родной деревне ещё с советских времён.
Наши дети уезжают в город. Нет работы, нет жилья.
Чтобы молодёжь осталась в деревне, надо условия жизни сравнять с городскими, хотя бы подвести газ. Создать рабочие места и разработать доступную программу жилья.
С нашей старостью придёт и старость деревни. И тогда в небытие может уйти и Мартыново, и уникальная культура кацкарей.