Ещё в 2010 году был принят закон о передаче Церкви имущества религиозного назначения. Здания, где хранятся музейные фонды, должны передать в безвозмездное пользование Церкви, а экспонаты перевезти в другое место. По закону, передача должна произойти в 2018 году, который уже на пороге.
Под угрозой переселения многие музеи Ярославской области. Ярославский музей-заповедник должен покинуть стены Спасо-Преображенского монастыря.
Проблемы у Переславского музея-заповедника, находящегося на территории Горицкого монастыря, Угличского музея-заповедника.
Музей Мологского края должен передать здание бывшей часовни Афанасьевского монастыря, в которой находится.
Прошло уже семь лет с принятия закона, а музеям так и не предоставили эквивалентных помещений для переезда.
О перспективах их дальнейшего существования мы поговорили с директором музея Мологского края Сергеем Черкалиным.
Адекватной замены нет
Сегодня создаётся ощущение, что наступила какая-то пауза, затишье в решении вопроса передачи Церкви зданий музеев. Что это - временная приостановка процесса или полный от него отказ?
Обострилась эта проблема недавно только на российском уровне, когда заговорили о передаче Исаакиевского собора в Петербурге.
Это пример уничтожения музея в угоду исполнения данного закона, считает Сергей Черкалин.
А эквивалентного помещения для музея Мологского края, как и для многих других, найти просто невозможно, уверен Сергей Черкалин.
«При подборе любого иного помещения мы вынуждены будем сменить саму концепцию музея, - подчёркивает директор. - Музей будет не просто другим, а кардинально другим: концепция ныне существующей экспозиции строится на том, что это помещение - единственный реальный объект, оставшийся от затопленного города, других таких нет. Для нас это примерно то же, что и с Исаакиевским собором в Петербурге, хотя, конечно, не такое заметное».
Получается, после переезда получится уже какой-то новый, совершенно другой музей.
«Маленькая Третьяковка»
В коллекции музея Мологского края не только «скромные картины местных художников», отмечает директор, но и вполне значимые произведения, доставшиеся из крупнейших столичных коллекций при создании «молодых советских музеев» начала 20-х годов прошлого века, когда формировались «маленькие Третьяковки» в каждом областном городе.
«Рыбинск тогда тоже был областным, и в коллекцию художественно-исторического музея попали вещи из петербургских дворцов: к примеру, работы Матвеева, Абхази, Христинека, Ге и т.д., - рассказывает Сергей Черкалин. - Кроме того, в нашей коллекции есть интересные экспонаты из окрестных усадеб, например, фамильная картинная галерея графского рода Мусиных-Пушкиных. Напомню, что Алексей Иванович Мусин-Пушкин был одним из крупнейших государственных деятелей восемнадцатого века.
Ну, и местные художники тоже не всегда «скромные», взять хотя бы одного из Кукрыниксов - Николая Александровича Соколова, который считал себя рыбинским художником, поскольку, по его мнению, родился здесь как художник».
Может, для того и нужны такие маленькие провинциальные музеи, чтобы дети восторгались, узнавая о своих знаменитых земляках?
«Значение любого провинциального музея не только и не столько в количестве мировых шедевров в его коллекции. Хотя, конечно, далеко не каждый ребёнок даже из нашего города может попасть в Москву или Санкт-Петербург, тем более в крупнейшие музеи мира. Зато могут увидеть в родном городе подлинные произведения известных отечественных или зарубежных художников, получая ничем не заменимый эстетический опыт. Но значение музея, прежде всего, в том, чтобы рассказывать местным жителям об истории их малой родины, о том, какие люди жили в этом городке или селе, что и как они делали для своей страны, как преодолевали трудности и что для них было важным в жизни. Что было хорошего в прошлом, а что - ошибкой. Чтобы не повторять ошибок, приобретая жизненный опыт, и испытывать гордость за то, что посчастливилось родиться в таком замечательном месте», - уверен Сергей Дмитриевич.
Музей затопленного края
Музей города Мологи был открыт 12 августа 1995 года в Рыбинске как памятник исчезнувшей культуре «Русской Атлантиды».
Музей расположился в здании бывшей часовни женского Афанасьевского монастыря, который был затоплен во время строительства Рыбинского водохранилища. Часовня, построенная на Рыбинском подворье, уцелела.
В собрании Рыбинского музея-заповедника находятся уникальные материалы по истории и культуре Мологи и Молого-Шекснинского междуречья. Музей Мологского края, работающий уже более 20 лет как отдел Рыбинского музея-заповедника, стал известным не только в России, но и во всём мире.
Среди экспонатов музея археологические находки 20-40-х гг., найденные на ряде археологических памятников, сегодня утраченных в результате затопления, и в связи с этим приобретающие особую значимость; документы, фотографии, предметы жителей Мологского края - свидетельства расцвета и гибели Ярославского града Китежа; предметы, собранные на территории бывшего города Мологи в периоды спада уровня воды в Рыбинском водохранилище; материалы, связанные с историей бывших дворянских усадеб, находившихся на затопленной территории, а также нескольких монастырей.
«В поле» не выселишь
Градозащитница, член Союза архитекторов России Ольга Мазанова:
«В соответствии с 327-ФЗ РПЦ уже заявилась на передачу объектов Спасо-Преображенского монастыря. Срок - 2018 год. Но по этому же закону «в поле» музей выселить нельзя.
Есть ещё идея, почти фантастическая - замечательным местом для размещения нового здания музея, на мой взгляд, могла бы стать свободная площадка рядом с Митрополичьими палатами, на территории Ярославского кремля. Воссоздать историческую среду по историческим фотографиям, сделать музейный квартал. Но это место, к сожалению, планируется под строительство отеля.
Насколько мне известно, последним вариантом, предложенным местом для размещения музея, был квартал на Которосльной набережной, корпус, где сейчас расположен военный госпиталь. Но на этом памятнике истории и культуры нужна серьёзная реставрация. На это необходимы огромные деньги, которых нет. Да и военный госпиталь тоже некуда пока выводить. Новое здание только собираются строить».
Помнить прошлое
Нужны ли музеи в век интернета?
Доктор педагогических наук Евгений Ермолин:
«Музей необходим. Он необходим как хранилище памяти, чья подлинность гарантирована, обеспечена репутацией заведения. Формы актуализации этой памяти могут быть любыми, но это уже вопрос второстепенный.
Музей может заниматься просвещением в школьном духе, а может актуализировать прошлое театрализованными средствами, может давать возможность для работы экспертов, специалистов-исследователей. Это особенно важно в России, стране эсхатологической, где не сохранилось почти никаких живых традиций и нет в том числе прочной традиции беречь прошлое, где и рукописи горят, и документы выбрасываются на помойку, и картины гниют и пропадают, и предметы быта отправляются на свалку. Пойдите в Лондоне на рынок антиквариата Портобелло - чего там только нет, это грандиозный живой музей-распродажа неиссякающего прошлого. У нас даже представить такое невозможно, так мало осталось следов былой жизни.
Конечно, это философский вопрос: нужно ли вообще помнить прошлое. Вот советская цивилизация первые лет 20 пыталась прошлое отбросить. Но оказалось, что общество без прошлого нежизнеспособно. И уже с середины 30-х годов пришлось менять вектор. Теперь мало кто сомневается в том, что для движения в будущее нужна точка опоры в прошлом. Пусть даже трактуется эта точка по-разному. Это нужно не для того, чтобы вернуться куда-то, в историческую Россию или в брежневский застой. Это нужно, чтобы извлекать из былого уроки, любоваться и оплакивать. Нужно для того, чтобы будить в себе сочувствие и готовность к соучастию».