Когда мы, обычные люди, слышим слова «аутист», «даун», то невольно напрягаемся и пытаемся пройти поскорее мимо. Ведь они «другие», с ними сложно, от них неизвестно чего ждать.
Но это неправильно и несправедливо, считает Никита Гусев, создатель и руководитель ярославского Психологического театра взаимодействий «Прикосновение». Просто к таким людям нужен другой подход, больше терпения и понимания. А чувства у всех одинаковы.
Актёры театра - особые молодые люди общественной организации «Лицом к миру», которой оказывает финансовую поддержку Фонд президентских грантов. Проект «Обыкновенная жизнь для необыкновенных ребят» ЯРООИ «Лицом к миру» стал победителем конкурса и вошёл в топ-100 Фонда.
С помощью театра особые актёры каждый день доказывают, что талантливым может быть каждый.
Желание создавать
Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»: Никита Александрович, когда был создан ваш необычный театр?
Никита Гусев: Наш театр существует уже пять лет, в нём занимаются разные люди - с особенностями развития и без, разговорчивые и не очень, пластичные и угловатые, большие и маленькие, улыбчивые и серьёзные. И вместе нас объединяет желание двигаться и создавать, мы творим, а иногда вытворяем на сцене и не только.
- А почему психологический?
- Мы начинали с телесных упражнений, которые помогали нам развиваться, а потом эти упражнения выросли в небольшие пластические постановки. А если посмотреть в зал на зрителей во время или после пластики, то слово «психологический» становится применимо к эмоциям, которые вызывают спектакли. Зритель погружается и прикасается к самому себе, к настоящему, живому, удивительному и неизвестному.
- С чего всё началось?
- По образованию я психолог, и у меня была практика с такими ребятами. Руководитель общественной организации «Лицом к миру» Наталия Жужнева, зная, что я преподавал живопись для обычных людей – правополушарное рисование и разработал много всяких интересных программ, пригласила меня проводить с особыми ребятами занятия по живописи. А однажды позвонила мне: мол, ты творческий человек, придумай что-нибудь - нам нужно поставить спектакль.
Я согласился, приехал к ним на базу «Лесной родник», где летом проходят программы для ребят старше 18 лет, и был шокирован. Здесь они были без родителей, вели себя по-разному, и я не понимал, как к ним подступиться. С одной стороны, видел взрослые лица, с другой – с ними нереально было что-то сделать!
И вдруг в какой-то момент во мне всё поменялось. Дело в том, что когда я учился в вузе, у нас была практика в коррекционной школе, и учителя нам, студентам, говорили: «Не приходите сюда, это эмоциональное выгорание, здесь очень тяжело, дети ничего не понимают, бесполезно их учить!» И я для себя тогда решил, что не буду с такими людьми работать.
И неожиданно судьба сводит меня именно с такими семьями! В какой-то момент я выкинул этот мусор из головы и понял, почувствовал: это люди как люди, просто другие они.
На удивление, у нас получился 15-минутный спектакль - о том, как трудно быть особенными. Постановка без слов, под запись реплик и музыки, которую я сделал заранее. Всем понравилось, это было просто здорово!
Заслужить доверие
- После таких успехов решили продолжать?
- Мне самому стало интересна эта связь тела с психикой и можно ли как-то дальше взаимодействовать с ребятами на сцене, что из этого получится.
Сначала на репетиции брал всех, даже родителей, Наталья мне очень помогала, полностью вливалась в эти занятия. Если бы ни её упорство, я вряд ли, наверное, эту нагрузку выдержал. 15-20 минут занятий – и я выходил абсолютно выжатый, весь в поту, очень тяжело.
Постепенно мы увеличили занятия до 40 минут, потом до часу. А через месяц нас пригласили каким-то чудом к директору «Класс-центра» Сергею Казарновскому в Москву. Это знаменитая школа для детей из состоятельных семей, где дают образование и воспитание посредством театра и музыки. И когда мы туда собрались, то очень боялись, что нас просто «закидают помидорами», я помню эти переживания и страх родителей, которые ни в какую не хотели ехать.
В этот день в «Класс-центре» проходила какая-то конференция, было много приглашено педагогов, известных людей. В конце мероприятия мы показали свой спектакль «Жить по-другому: любить». Небольшой, минут 20 всего. Когда закончили – сначала было несколько секунд тишины, а потом раздались оглушительные аплодисменты.
Когда мы пошли переодеваться, к нам в раздевалку ворвался сам Сергей Зиновьевич и попросил: «Вы можете повторить спектакль? Я сейчас остановлю все уроки, его просто должны видеть все ученики!»
Минут через 30 он собрал всю школу, зал битком, многие стояли. У нас никогда не было такого количества зрителей. И тот громадный успех подтолкнул меня работать дальше.
- Сейчас труппа в том же составе?
- У нас поменялся состав. Было восемь ребят с особенностями, теперь их количество увеличилось, но нет родителей. Год на третий к нам пришла Людмила Екимова. Я не думал брать обычных людей, но, тем не менее, не отказал, и все были этому рады, она стала у нас хореографом. Сейчас у нас в театре 25 человек: 15 – особые ребята старше 18 лет, остальные – обычные люди, одна школьница, студенты, взрослые.
Сейчас мы берёмся за большие работы, репетируем по три-четыре часа в день, спектакли длятся по часу. И если раньше я изматывался, то сейчас, наоборот, для меня это ресурс, такая творческая подпитка, все меня поддерживают, любят и уважают.
У меня отношение ко всем одинаковое, одни и те же требования. У нас все, даже с тяжёлыми особенностями, очень талантливые.
- Но есть мнение, что, к примеру, человек с синдромом Дауна не может ничему научиться…
- Этих людей часто называют детьми Солнца. Детьми - потому что многие считают, что детская наивность и непосредственность остаются с ними навсегда, и по большей части они ничего не умеют, как маленькие дети.
Для меня - это просто люди, не дети, если им за 18. Да, эти люди более эмоциональны и открыты, честны в выражении чувств, но их доверие надо заслужить.
А насчёт «ничего не умеют» - если с обычным ребёнком не заниматься, он тоже ничего не будет уметь, от слова совсем. Он будет дезадаптированным, неуправляемым, опасным. Если в него не верить, не любить, и таких примеров очень много.
Здесь так же: любить, верить, заниматься. И тогда вполне себе обычная жизнь: общение, дружба, работа, творчество. И любовь, и ссоры, и выяснения отношений. Или не совсем обычная: потому что работа ребят радует, они мотивированы и усердны, часто очень общительны, любознательны, им всё надо успеть, везде быть. А любовь такого человека к родителям, друзьям, педагогам - безмерна. Эти люди созданы, чтобы наполнять нашу жизнь теплом.
Выйти из тьмы одиночества
- Что самим актёрам даёт этот театр?
- Успешность, им необходимо получать внимание, одобрение, признание. Это очень важно для любого человека, а уж для них особенно. Когда родители воспитывают такого ребёнка, то часто говорят: он не справляется, не умеет, не понимает... Это постоянная ситуация неуспеха, которая травмирует. Благодаря театру ребята выходят «из тьмы одиночества», здесь они видят таких же людей, со своими страхами, обидами, радостями и т.д.
- Расскажите о вашей весенней премьере.
- Спектакль «Пешком» - о течении времени, смысле жизни, о том, кто мы и как идём по жизненному пути. Мы говорим на такие темы, как одиночество, любовь, ответственность, дружба, смерть. Это живой спектакль, который мы создаём вместе со зрителями и для них. Это темы, которые мы с ребятами обсуждаем заранее и наговариваем на диктофон. И в итоге получается что-то невероятное, потому что у ребят своя осмысленность, своё, уникальное видение мира, и от этого иногда мурашки по коже.
Я спрашиваю: «Вы зачем пришли на эту сцену?» И они отвечают: «Чтобы почувствовать, что тебя ждут, любят».
Каждый спектакль как психологический тренинг, который даёт энергию жить дальше, помогает что-то переосмыслить, понять. Как утверждал Константин Станиславский, «если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь».