У 11-классников закончились экзамены, вчерашние ярославские школьники становятся абитуриентами. С какими знаниями приходят они в вузы, действительно ли ЕГЭ отупляет учеников и соответствуют ли его результаты реальным знаниям, рассказала кандидат педагогических наук Светлана Родонова.
Алла Смирнова, «АиФ-Ярославль»: Светлана Юрьевна, что, на ваш взгляд, влияет на формирование личности ребёнка, играют ли роль оценки и школьная подготовка?
Насчёт школы мнение двоякое. Мой школьный учитель по русскому языку и литературе мне очень не нравился. Она казалась мне бездушной, незаинтересованной. Однако я пошла учиться на педагога, чтобы посмотреть, действительно ли здесь готовят таких плохих учителей. Оказалось, мой преподаватель - исключение, что, конечно, бывает.
Есть педагоги, которые не могут сказать ребёнку, что он может, что он достоин. И пусть ребёнок двоечник, но на классном часе он лучше всех.
Однако если ребёнок заинтересован в получении высокого результата по конкретному предмету, он будет успевать, независимо от того, насколько хорош или плох учитель.
- Как вы относитесь к ЕГЭ как форме проверки знаний?
- У меня к ЕГЭ изначально отношение было скептическое. В современном мире очень важно владеть приёмами коммуникации, без грамотной речи, начитанности это практически невозможно. Ещё года три назад мы, преподаватели вузов, набирали «котов в мешке». К ЕГЭ ведь можно натаскать. Но эта форма экзамена не отражает кругозор, мировоззрение человека, не даёт полного представления о нём как о личности. Натаскивание может запутать и самого ученика при выборе профессии. Достаточно высокий процент родителей определяют круг интересов своего ребёнка по школьным оценкам. Если у него «пятёрка» по биологии, то они настоятельно рекомендуют ему идти на биологию, а ребёнка тянет на другое. Вот и мучается выбором. Каждый год у нас есть студенты, которые после первой сессии уходят, поняв, что ошиблись с выбором профессии. В этом учебном году таких было трое.
- Насколько результаты ЕГЭ, которые абитуриенты приносят в своих сертификатах, в дальнейшем подтверждаются реальными знаниями?
- Сейчас можно говорить о том, что результаты действительно соответствуют полученным на ЕГЭ баллам. Удивляет то, что уже на первых занятиях, например, по литературе, первокурсники показывают знание произведения. А несколько лет назад студенты часто впервые слышали о названиях программных произведений. Возникал вопрос, как дети вообще школу закончили.
Сегодня многие современные дети изучают язык, историю и читают для того, чтобы сделать успешную карьеру. Такой вывод я сделала, когда была экспертом на игре «Умники и умницы».
- Но ведь ЕГЭ вызывает стресс, шок у детей, о каких реальных результатах можно говорить?
- Раньше школьники боялись сдавать ЕГЭ, были психологически и информационно к этому не готовы. Новая форма воспринималась как катастрофа на фоне опроса родным учителем. Поэтому результаты были низкими. Сейчас изменилась психологическая установка у самих детей. Нынешних абитуриентов отличает заинтересованность в своей судьбе. На днях открытых дверей они задают вполне конкретные вопросы, заранее подготовившись, хотя ещё пару лет назад вопросы поступали от родителей.
- В этом году снизили минимальный балл по математике и русскому языку, иначе 20% выпускников не получили бы аттестаты…
- Уверена, что в прошлом году результаты были примерно такими же. Мне на рабочую почту поступают письма от абитуриентов. Сравнивая нынешние и прошлогодние, я не вижу, что, например, уровень грамотности как-то резко снизился. Всё приблизительно на одном уровне. Просто изменился сам подход - ужесточилась организация проведения ЕГЭ, исключилась возможность списывания, что вызвало снижение баллов в целом.
Снижение проходного балла даёт возможность получить высшее образование каждому желающему. Например, спортсмен может продолжить заниматься любимым делом на кафедре физического воспитания, для этого ему не нужен высокий балл по русскому языку. Конечно, человек любой специальности должен быть грамотным, но всё-таки для инженера важнее, насколько точно он технологию разработал.