11-классники по всей стране начали сдавать ЕГЭ - 26 мая прошёл первый экзамен. Однако уже сейчас можно предсказать некоторые итоги всей кампании. По её досрочному этапу. Дело в том, что набрать 100 баллов на досрочном ЕГЭ не удалось ни одному школьнику. Ярославль тоже не блеснул результатами.
«Необходимый минимум баллов по русскому языку набрали все ученики, пожелавшие сдать предварительный ЕГЭ, - сообщила консультант отдела развития общего и дополнительного образования департамента образования Ярославской области Ирина Бучина. - Но 100 баллов никто из них не набрал. Как и затем по математике».
Следят за всеми
Причина того, что результаты ЕГЭ будут намного ниже, чем в прошлом году, - не в знаниях школьников. Просто в этом году изменились условия сдачи ЕГЭ. С этого года появилась прямая видеотрансляция, с помощью которой можно следить за ходом экзамена в режиме он-лайн. Все пункты сдачи ЕГЭ снабдили видеокамерами, которые записывают происходящее в аудиториях.
Кроме них за ходом экзамена следят наблюдатели. Видеоконтроль установлен и на местах работы экспертов, которые контролируют проверку бланков ответов.
Также пункты приёма экзамена оборудовали металлоискателями, а чтобы исключить возможность пользования телефоном, в аудиториях включают глушилки сигнала сотовой связи.
Психологическое давление
Тотальная слежка! Пожалуй, покруче даже, чем на зонах для уголовников!
Психологи уверены, что такие жёсткие условия при сдаче экзамена не пройдут бесследно для школьников и негативно отразятся на их эмоциональном состоянии. Дети испытывают психологическое давление, с которым самостоятельно справиться сложно. Чем же им помочь?
«Уровень стресса в экзаменационный период у детей и так повышен, - говорит кандидат психологических наук Валентина Шелкова. - Многие строят планы на будущее, отталкиваясь от сдачи экзаменов. Иногда школьники думают, что их судьба зависит от экзаменов. Поэтому тут задача взрослых - объяснить все возможные варианты развития событий».
Жизнь не кончилась
По словам Валентины Шелковой, важно разъяснить школьнику, как можно действовать, если получится не тот результат, на который он рассчитывал. Нужно не успокаивать, а найти варианты дальнейших жизненных сценариев. А когда подростку всё будет объяснено, степень беспокойства снизится. Кстати, специалисты уверены, что дети, которые идут на экзамен, ориентируясь только на свою подготовку и не собирающиеся списывать, испытывают минимальную психологическую нагрузку.
«Если дети будут чувствовать поддержку и помощь, будут иметь информацию и понимать, что плохая оценка, не тот результат - это не фатально, им будет спокойнее и комфортнее, а значит, и результаты будут выше», - считает Валентина Шелкова.
Мнение педагога: жёсткие меры
Директор ярославской средней школы №76 Сергей Герасимов:
Вместе с тем, видеонаблюдение должно помочь в разрешении спорных моментов. Ведь школьникам, к примеру, напоминают, что нельзя проносить с собой телефоны, но они всё равно нарушают это правило. Сейчас есть возможность приучить их к дисциплине.
Да, идёт ужесточение процедуры проведения ЕГЭ, но это делается для того, чтобы дети сдавали экзамен за счёт своих знаний».
Мнение школьников: перебороть невроз
Любовь Андреева, 11-классница средней школы № 76:
«Я думаю, нововведения никак не отразятся на том, как я напишу ЕГЭ. Камеры просто наблюдают, школьнику некогда на них смотреть, он должен быть погружен в работу. Если ты увлечён работой, то просто не заметишь камеру. Конечно, дополнительное давление от видеосъёмки испытываешь. Но я бы хотела, чтобы экзамены проходили честно, именно поэтому я - за камеры. Мне не нравится, когда ребята списывают или приходят с телефонами».
Дарина Герасимова, 11-классница средней школы № 76:
«Мысль о камерах, которые будут установлены в кабинетах, заставляет меня нервничать. Мне неприятно, что за мной кто-то следит, я думаю, после таких ощущений трудно сосредоточиться на экзамене. Наверное, я бы сдала ЕГЭ с лучшим результатом, если бы не было камер».
Особое позиция: полицейские меры
Михаил Нянковский, Заслуженный учитель Российской Федерации:
Что касается видеонаблюдения за школьниками и учителями, то мне не нравится тотальное недоверие к школе и учителям, хоть недоверие к ним уже стало модным. Ведь изначально ЕГЭ задумывался как способ борьбы с коррупцией, чтобы учителя не помогали ученикам.
К тому, что в классах будут установлены камеры, следящие за каждым движением людей, у меня двоякое отношение. Если вспомнить, что происходило в прошлом году в Дагестане - это форменное безобразие. Однако полицейские меры только усугубят эмоциональное состояние выпускника, который и так испытывает стресс. К тому же, как я думаю, видеонаблюдение скажется и на результатах экзамена. Когда школьник озабочен тем, что за ним следят и как бы ему не попасться, трудно сосредоточиться на написании контрольной. А камеры, следящие за экспертными советами, - вообще чрезвычайно оскорбительно для учителей.
Вспомните, раньше знания детей доверяли учителям и школе, и выпускники получали хорошее образование. Не нужно было ни видеокамер, ни металлоискателей».