Согласно официальному проекту бюджета Ярославля на 2013 год доходы города составят 7 миллиардов 796 миллионов рублей, а расходы превысят эту сумму почти на миллиард. Впрочем, страшно не то, что бюджет дефицитный, – так бывало и раньше, ужасает другое: он значительно «похудел» по сравнению с предыдущим. На 2012 год в своё время утверждались куда большие суммы: доходы - 13 млрд рублей, расходы – 14. Таким образом, городской кошелёк за год «похудел» почти вдвое.
- Это главная загадка нового бюджета. Почему произошло такое тотальное сокращение: доходы - на 40,5 %, расходы - на 41%. Объяснения в новом документе нет, - удивляется доктор экономических наук, профессор Фёдор Завьялов.
Впрочем, в пояснительной записке к главному финансовому документу города сокращение доходов объясняют, но вскользь. Например, тем, что снижается удельный вес неналоговых доходов, а также сокращается прибыль от реализации имущества и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Просто значительная часть объектов недвижимости уже ушла с молотка.
- Погашать дефицит собираются за счёт продажи акций предприятий, принадлежащих мэрии, и получения кредитов. Всё бы хорошо, но погашать мэрия планирует 80 млн, а брать в долг - 675,2 млн! Обслуживание этого кредита будет в разы дороже предыдущего, - считает Фёдор Николаевич.
Рассказывая о расходах нового главного городского финансового документа, мэрия делает упор на то, что бюджет будет социально направленным. В 2013 году на «социалку» потратят 56 % от общих расходов. Но за процентами кроется печальная правда: 55% в 2012 году составляли более 8 млрд, а в 2013-м – только 4,8 млрд.
Видимо, поэтому в городской казне, по словам мэра Ярославля Евгения Урлашова, не хватает средств для повышения зарплат педагогам, работникам детских садов, сферы культуры и спорта Ярославля. На эти цели нужен миллиард, а его нет.
- В проекте бюджета очень много вопросов и мало ответов. Почему, например, функционирование отдельно взятого департамента называется целевой ведомственной программой? А ведь целевое использование предполагает какую-то цель, где она? Или другой вопрос: почему предусмотрена «ведомственная целевая программа функционирования территориальной администрации Кировского района мэрии города Ярославля» и такая же по Красноперекопском району, а по остальным районам – нет? Или взять долгосрочную целевую программу «Повышение эффективности бюджетных расходов города Ярославля на 2012-2013 годы». Зачем тратить на это 750 тысяч, когда следить за бюджетом в полномочиях муниципалитета! – анализирует Фёдор Завьялов.
Да, в бюджете есть немало полезных трат, например: увеличение числа мест в детских садах, обеспечение бесплатным питанием за счёт средств городского бюджета более 27 тысяч школьников, обустройство спортивных городков на территории четырёх школ и 36 комплексных спортивных площадок. Но есть в нём и совершенно непонятные траты. Например, на долгосрочную целевую программу «Праздничное оформление, социальная реклама и социально значимая информация в городской среде Ярославля на 2012-2014 годы» - 5 миллионов 15 тысяч рублей, в то время как на программу «Развитие уличных водопроводных сетей в микрорайонах частной застройки города Ярославля» - только 2 миллиона. Не лучше ли потратить бюджетные деньги на действительно полезные и нужные для города вещи? Многие горожане готовы будут отказаться от праздничной иллюминации, красивых баннеров и растяжек, но жить в городе, где регулярно и хорошо чистят дороги, нет очереди в детский сад, а в частном секторе люди не пользуются, как в средневековье, колодцами и выгребными ямами. Впрочем, основные вопросы по бюджету предстоит задать депутатам нового муниципалитета, и им же решать, принимать бюджет или просить его доработки.