В декабре Ярославская областная дума приняла закон «Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов». Доходы составят 54 млрд рублей, расходы запланированы в размере 54,7 млрд. Новый план уже вступил в силу. Как это отразится на жизни ярославцев? Что изменится в нынешнем году? Об этом мы попросили рассказать экономиста Александра Прохорова.
Авось пронесёт
Владислава Куимова, «АиФ-Ярославль»: Александр Петрович, что вы можете сказать в целом о бюджете, который приняла областная дума на этот год?
Меры, которые приняты, разумны, но их, конечно, недостаточно. Это маленький шаг в правильном направлении. Сказать, что там головотяпство, ошибки или недочёты, нельзя. Лично я их не заметил. Разумный бюджет, только нерешительный. Обстоятельства в новом году потребуют гораздо большего.
- Чем этот бюджет отличается от предыдущих?
- Во-первых, власти пытаются по одёжке протянуть ножки. Серьёзно уменьшены расходы по сравнению с прошлогодним бюджетом. Это скажется в номинальных цифрах. Если учитывать, что всё подорожало, то реальные расходы и доходы бюджета уменьшатся ещё серьёзней. Работники образования и здравоохранения почувствуют, что жизнь стала ещё тяжелее. Более или менее пропорционально финансисты «сняли» со всех текущих расходов.
Исключение - развитие экономики. Областные власти посчитали, что сейчас не время тратить деньги на промышленность, сельское хозяйство и инвестиционные проекты. Суммы на всё это серьёзным образом уменьшились.
Если так поступить в социальной сфере, особенно в образовании или здравоохранении, с дотациями и доплатами гражданам, то это сразу будет заметно для кошелька жителей. Если не дать на развитие в промышленности - получится практически неощутимо, по крайней мере, в этом году. Можно сказать, власти оттянули момент.
Также решили, что бизнес должен сам привлекать инвестиции: нечего, мол, за наш, областной, счёт строить свои коровники, магазины, заводы, фабрики.
Жизнь в бедности
- Почему наш регион залезает в долги?
- Почти все субъекты РФ, кроме богатых нефтяных и газовых регионов, в долгах. Ярославская область не исключение. Несколько лет мы брали кредиты в банках под большие коммерческие проценты. Сейчас есть возможность занимать деньги у бюджета. Там процент гораздо меньше, он чисто символический.
Но для того, чтобы на это пойти, надо соблюдать жёсткие условия. Федеральный центр сейчас выстраивает отношения с регионами в определённом русле. Если хотите, чтобы вам помогали, не платить такие бешеные проценты банкам, мы дадим кредит на выгодных условиях, но взамен соблюдайте определённые требования.
Наша область относится к числу тех, кто в большей степени использует дешёвый бюджетный кредит. Здесь Ярославская область в передовиках, пионерах. И это заслуживает одобрения.
Региональные власти берут под козырёк, выполняют все федеральные указания, экономят деньги, сокращают бюджетный дефицит, а взамен получают бюджетный кредит. Банкам возвращают дорогие, высокопроцентные кредиты, а берут практически беспроцентные. Это разумный шаг.
Платой за это является то, что мы вынуждены уменьшать бюджетный дефицит. Доходов у области в этом году не хватит на погашение всех расходов. Если область хочет пользоваться дешёвым бюджетным кредитом, она должна это превышение расходов над доходами сокращать. Что это значит? Мало тратить. Возможно, даже жить бедно.
Кто проедает наши деньги?
- Какие ещё недоработки вы увидели в главном финансовом документе области?
На промышленности, на будущем развитии и понемногу внутри социальной сферы - везде поровну. А экономию надо было начать с экономии средств на управление и на то, что с ним связано.
Рассмотрим структуру доходов областного бюджета. Областной бюджет получит больше 50 миллиардов различных доходов. Одних налогов - 26 миллиардов. При этом у области есть какая-то собственность, имущество, которое она сдаёт в аренду. Доходы от собственности составляют всего 66 миллионов, то есть крошечную долю в бюджете. Есть огромная задолженность по налогу на землю.
Множество организаций, предприятий и граждан должны области по налогу на землю. Но это хлопотная работа - таскать их в суды, взыскивать, изымать. Этим должна заниматься областная власть. Но нет, лень. Гораздо проще уменьшить расходы на здравоохранение, образование, промышленность.
Затем есть большое количество государственных унитарных предприятий. Со всех них в областной бюджет идёт всего 11 миллионов рублей. Зачем тогда они нужны? Давайте их продавать, сокращать, приватизировать. Зачем мы содержим убыточные предприятия? Это огромный резерв. ГУПы и МУПы по-прежнему проедают наши деньги, занимают здания, занимают множество людей, которые выполняют абсолютно ненужные функции. Частный сектор может взять их работу на себя.
Доходы, предусмотренные в областном бюджете, во многом гипотетические. Они привязаны к доходам предприятий и граждан. Не будет больших доходов - и наш бюджет тоже «сядет». А на зарплату все бюджетники претендовать будут. Риски большие.
Революции не будет
- Как же нам жить дальше?
- Гражданам не следует слишком уж надеяться на то, что бюджет их спасёт, или что область - это значимый игрок на экономическом поле. У нас в стране сложилась такая финансовая система, что почти все доходы изымаются в федеральный центр, а он уже раздаёт тому, кому посчитает нужным - судя по лояльности населения и губернаторов. Весь наш бюджет - это чуть больше, чем 50 миллиардов.
Если мы рассчитаем, сколько приходится на каждого жителя, то, грубо говоря, 40 тысяч рублей в год на человека. Это полторы нынешние средние зарплаты по Ярославской области. Если рассчитаем их на каждый месяц, то это будет где-то 3,5 тысячи рублей. О чём сыр-бор? Не спасут они от нищеты. Причём есть расходы, которые неизбежны. Полтора рубля в одну или другую сторону принципиально не изменят экономическое положение населения.
А если мы посмотрим на структуру расходов? Многие пеняют на чиновников. Мол, изберём мы врачей в областную думу, и специалисты поднимут здравоохранение. На какие деньги они его поднимут?
Всего на здравоохранение в областном бюджете около 8 миллиардов. На каждого жителя области это примерно 500 рублей в месяц, в день меньше 20 рублей. Иначе говоря, на здравоохранение наш областной бюджет может потратить на человека столько же, сколько стоит проезд на общественном транспорте в один конец. Столько же в день на операции на сердце, профилактику, врачей и «скорую помощь».
Федеральный центр на нас сэкономил, что мы ещё можем сделать? Наши деньги - в газопроводах в Китай, «воюют» в Сирии, на Донбассе, на мосту в Крым, в Олимпиаде, «летают» в космос.
Федеральные власти изымают деньги из регионов, поэтому предъявлять претензии к держателям нашей скудной казны глупо. Здесь не сделаешь революции в финансах.