Примерное время чтения: 5 минут
239

По средствам, которых нет. Что происходит с бюджетом Ярославля

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. Аргументы и факты - Ярославль 24/10/2018

Универсальный рецепт «жить по средствам» уже ничем не поможет бюджету Ярославля. Выяснилось, что денег катастрофически не хватает, а взять в долг уже нельзя: законодательство запрещает.

Так печально для 610-тысячного Ярославля начался традиционный марафон утверждения бюджета города на 2019 год. Мнений по поводу кризиса много, рецептов его преодоления - единицы, и все неприятные.

Продать «Золотое кольцо»?! 

Шокирующую информацию раскрыл депутатам муниципалитета Ярославля главный финансист областного центра. Оказалось, что привычные способы пополнения городской казны больше не работают, а убытки растут.

«Муниципальный долг Ярославля достиг 99% от величины собственных доходов. Мы вышли на предельный показатель, определённый Бюджетным кодексом РФ. Сумма долга составляет сейчас 6,87 млрд руб.», - сообщил на заседании бюджетной комиссии муниципалитета Ярославля заместитель мэра - директор департамента финансов Андрей Данц.

Но не только в масштабах долга загвоздка. Андрей Данц пояснил, что долг не может превышать размер собственных доходов: на это есть запрет всё в том же Бюджетном кодексе. Значит, покрывать хронический дефицит с помощью кредитов - и в данном случае не важно, под какие проценты - уже не получится. Раньше было можно, ведь собственные доходы росли примерно на 5% каждый год. Но по итогам этого года мэрия прогнозирует их сокращение на 385 млн руб.

Причины в том, что земля одного из крупных промышленных предприятий перешла в федеральную собственность, и арендные платежи пошли в федеральный бюджет (минус 165 млн руб. для города), да не выполнен план продажи муниципальной недвижимости (минус 120 млн руб.), ещё 50 млн потерял горбюджет из-за снижения кадастровой стоимости земли по решениям судов. К тому же депфин прогнозирует рост кредиторской задолженности городской казны до 800 млн руб., из-за чего с подрядчиками придётся рассчитываться уже в будущем году.

«Без кредитов сбалансировать ситуацию будет невозможно. Иначе неизбежны задержки платежей, в том числе и по заработной плате. Собственных доходов городу в 2019 году хватит лишь на девять месяцев», - резюмировал председатель муниципалитета Ярославля Артур Ефремов.

В ходе обсуждения чаще всего мелькала идея обратиться в региональное правительство за помощью. С примерной аргументацией: конечно, госдолг региона также растёт и уже перевалил за 40 млрд руб., но собственные доходы (почти 60 млрд руб.) пока выше и позволяют взять, к примеру, кредит в Минфине под 0,1% годовых для помощи Ярославлю, в котором живёт половина населения области.

Экзотические рецепты тоже звучали, но не обсуждались. «У нас есть ненужный бренд - «Золотое кольцо». Надо начать переговоры с Москвой о его продаже. На 45 млрд руб. сторгуемся», - считает депутат муниципалитета Ярославля Дмитрий Петровский.

Неэффективное - значит лишнее

«Проблемы стоят сложные. Или нужно добиваться увеличения областных субсидий, или сокращать свои расходы, - отметил депутат муниципалитета Ярославля Михаил Писарец. - Этот вопрос решится через 2-3 недели, в частности, пройдут публичные слушания по бюджету-2019».

«Обязательно должна быть помощь губернатора, но и мы должны сделать шаги к оздоровлению. Ярославль - это земля, объекты, которые надо пускать в оборот. Профильные активы нужно сохранять, а непрофильные продавать», - высказал мнение депутат муниципалитета Ярославля Сергей Калинин, не указав, однако, какое имущество соблазнит покупателей, ведь провал приватизации показал, что его у города почти не осталось.

«Доходная часть бюджета Ярославля в последние годы составляет примерно 7 млрд руб. Выпавшие доходы в 385 млн руб. могут заместить либо федеральный, либо областной бюджет, но областной точно не в силах покрыть их целиком. Остаётся второй путь - сокращение расходной части горбюджета, - уверен кандидат экономических наук, доцент ЯрГУ им. П.Г. Демидова Александр Прохоров. - Отмечу, что такое сокращение вовсе не обязательно должно привести к ухудшению условий жизни людей. Есть немалый ресурс сокращения неэффективных затрат: это и содержание аппарата, и сокращение количества МУП (муниципальных унитарных предприятий), многие из которых служат не уставным целям, а обогащению должностных лиц».

Фактор недавней «смены состава» в мэрии Ярославля также значим в возникшей ситуации, ведь принимать «бразды правления» городом-банкротом и некомфортно, и политически рискованно.

Придёт ли финансовый комиссар

В соответствии со статьей 75 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в муниципальном образовании может быть введена временная финансовая администрация – на один год. Но только в случае, если просроченная задолженность по исполнению долговых и бюджетных обязательств превысила 30% собственных доходов МО. Такая мера вводится арбитражным судом по ходатайству руководителя региона.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах