- Татьяна Сергеевна, почему, на ваш взгляд, три четверти ярославцев фактически проигнорировали выборы? Явка составила меньше 24%.
- На муниципальных выборах у нас всегда была низкая явка. Она характеризует, как народ относится к тому или иному органу власти. Тот факт, что на выборах мэра явка была выше, означает, что муниципалитет не пользуется популярностью среди горожан.
В конце 90-х и 2000-х годах мы проводили замеры уровня доверия. Согласно им мэру доверяли 70% ярославцев, а муниципалитету - менее 1,5!
Хотя нужно отметить, что в последнее время политическая активность среди ярославцев была достаточно высокой, другое дело, что люди просто не знали, за кого голосовать. Новая система выборов не была объяснена толком. Большое количество кандидатов приводило в ужас. Люди терялись в предпочтениях и выборе, когда во двор для агитации кандидаты приходили парами.
- Как вы объясните, почему Ярославль, недавно получивший статус оппозиционного города, в этот раз проголосовал за партию власти?
- В этом как раз нет ничего удивительного. Муниципалитет – представительный орган, и люди выбирают конкретного человека, который будет отстаивать их интересы. В одномандатных округах выбирали личностей. Там в основном прошли представители «Единой России», которые уже работали в муниципалитете. Они подтвердили свои мандаты, потому что, делая выбор, люди, ориентировались на узнаваемость персоны и его предыдущие дела.
- Нынешний мэр Евгений Урлашов также активно участвовал в предвыборной гонке…
- И его поддержка, безусловно, сыграла на пользу кандидатам.
- Но среди них были и единоросы, а Евгений Робертович в своё время вышел из их партии.
- Отработав в муниципалитете два срока, мэр понимает, что там решаются хозяйственные и экономические вопросы. Поэтому он выбирал и поддерживал тех людей, с которыми ему будет наиболее комфортно работать, независимо от их политической ориентации. И потом, работа представительного органа напрямую с деятельностью партии не связана.
- Насколько просто или сложно мэру будет работать с новым муниципалитетом?
- Думаю, что работать можно при любых условиях - вопрос в том, как выстраивать взаимоотношения, вести диалог. Местное руководство партии власти говорило о том, что готово к диалогу с мэром и часть их программ пересекается. Представительный орган местного самоуправления не является площадкой для политических дебатов, для этого предусмотрены другие формы дискуссии. Надеюсь, что это понимают все участники процесса. В реализации местного самоуправления необходимо исходить из природы этого явления, следовательно, принимать решения совместно с гражданами и уметь нести ответственность за принятые решения.
- Для многих стал удивительным тот факт, что ЛДПР не смогла пройти 5-процентный рубеж.
- Для Ярославля и области это событие неординарное. У нас было сильное региональное отделение этой партии. В Ярославской области ЛДПР была немножечко другой, более спокойной и взвешенной. Сейчас в региональном представительстве произошла смена элит. Новое руководство, видимо, не смогло уловить этот курс работы, проявить себя. Взять те же выборы мэра. Кандидат ЛДПР на фоне других был очень бледен. Не знаю, что происходит внутри партии, но со стороны складывается ощущение, что это внутрипартийный кризис. Собственно, подобный внутрипартийный кризис может произойти и в КПРФ, учитывая приближающуюся партконференцию. В муниципалитет их представители прошли, но с какими результатами они подойдут к выборам в областную думу, пока сложно сказать.
- В царской России были представительные органы, подобные современным муниципалитетам? Насколько изменилась их деятельность?
- Дело в том, что в России местное самоуправление - земства зародились поздно. Реформу не успели довести до конца. Говорить о самоуправлении в советские годы не приходится. По сути, современный муниципалитет нам не с чем сравнивать.
- А кто реально решал дела тогда и сейчас?
- Собственно система власти была выстроена в то время по-другому. Решения спускались сверху. Сейчас часть вопросов, а том числе и финансовых, решается по результатам голосования муниципалитета. Его решения носят обязательный характер, но не являются законами. (Постановления муниципалитет не принимает, их принимает мэр. – Авт.)
- Нужен ли в таком случае муниципалитет?
- Безусловно, такой орган нужен. Прежде всего, для того чтобы сохранять равновесие и баланс между исполнительной и представительной властью. Мы прекрасно понимаем, что мэр и администрация не могут и не должны решать всё. Иначе мы рискуем сформировать авторитарную власть на местном уровне. Предполагается, что муниципалитет представляет наши интересы как горожан. Другой вопрос - насколько он выполняет свою функцию, учитывая уровень доверия со стороны населения.