Ярославский муниципалитет четвертого созыва был замечателен тем, что в нем действовала фракция "Новый город", оппозиционная действующей городской власти.
Насколько она реально была независима, могут сказать лишь эксперты, следящие за работой муниципалитета. Но вот, например, его председатель Владимир Голов в интервью нашей газете сказал, что не ощущал ее оппозиционности. Бывший член этой фракции, а ныне депутат областной Думы Илья Осипов, наоборот, утверждает, что "Новый город" имел четко выраженную позицию по вопросам городского управления.
- Да, мы позиционировали себя как оппозиционную фракцию, - сказал нам Илья Осипов, - достаточно часто и жестко выступали против тех решений, которые пыталась продавить мэрия. Где-то мы смогли убедить, где-то Виктор Владимирович Волончунас остался на своих позициях. Наш опыт работы, связанный с экономической и организационной деятельностью, подсказывал нам другие методы. Кроме того, я считаю, что мы лучше видели ситуацию, которая складывается в городе, потому что по определению были ближе к людям, чаще встречались с избирателями.
Мы попросили Илью Владимировича оценить итоги деятельности муниципалитета. С одной стороны, он сам был его депутатом, с другой - уже может смотреть на него со стороны. Также мы поинтересовались предвыборными планами "Нового города".
- Нам удалось структурировать работу муниципалитета и повлиять на организацию работы мэрии. Ведь очень многие вещи, которые сейчас городские чиновники воспринимают как нормальные, три года назад приходилось пробивать, доказывать их необходимость. Например, то, что бюджет должен быть ориентирован на результат - это не новая идея. Но четыре года назад чиновники о ней и слыхом не слыхивали. Бывало, что мы бюджет принимали 29 декабря, а сейчас этот процесс начинается в сентябре. Таким образом, у нас есть время для нормальной работы. Население может оценить работу муниципалитета по темпам реализации программы по благоустройству дворов.
- Как складывались ваши отношения с другими фракциями, не мешала ли ваша оппозиционность отношениям с чиновниками?
- Отнюдь. Личные отношения у меня были хорошие со всеми сотрудниками мэрии. Не было у нас и жаркой межфракционной борьбы. Личностные противоречия были. Фракция у нас была далеко не однородная, все самодостаточные люди, и у каждого разные отношения с коллегами. Два года назад мы ввели должность сопредседателя фракции, потому как ту радикальность, которую олицетворял Евгений Робертович Урлашов, на том этапе необходимо было сбалансировать, чтобы легче стало договариваться с мэрией, убеждать чиновников.
- А вообще, какова роль фракции в таком небольшом органе, как муниципалитет? Неужели перед каждым заседанием вы собирались, обсуждали единую позицию?
- У нас заседания фракции были еженедельными. Мы действительно формировали единую точку зрения. Чаще она изначально была общей, потому что и образована фракция была из-за того, что мы видели решение городских проблем одинаково. Иногда спорили, иногда убеждали друг друга. Иногда корректировали свою позицию. Объединились мы потому, что чиновники не слушают депутатов по одному. На сто процентов вам это гарантирую. До тех пор пока ты не представляешь реальную силу, до тех пор пока ты не будешь уверен, что на муниципалитете помимо твоего выступления будут еще два-три таких же, сложно рассчитывать на то, что высказанные тобой предложения будут учитываться. В этом есть своя логика, проявление законов политической борьбы. К сожалению, мы не видим сейчас межфракционного соперничества в Государственной Думе или областной. В нем ведь заложен большой потенциал для рабочего сотрудничества.
- "Новый город" готовится к предстоящим выборам?
- Да. Во-первых, у нас вновь баллотируются все члены фракции, плюс мы будем поддерживать несколько человек по новым округам. Надеемся на увеличение фракции: нас было 8 человек, планируем увеличить до 15. Не хотелось бы, чтоб муниципалитет стал однофракционным. При всем моем уважении к "Единой России", а в областной Думе я являюсь членом ее фракции, считаю, что однопартийность опасна для государства и общества. Необходимо, чтобы звучало и иное мнение.
- Агитационная кампания членов "Нового города" будет как-то координироваться, будет общая идеология?
- Не знаю. Мы во главу угла в каждой кампании ставим прежде всего личностные качества каждого из кандидатов, и мне бы хотелось, чтобы избиратели голосовали за человека, а не за партийную принадлежность. Часто бывает так, что слабый кандидат вынужден впереди себя нести партийную вывеску, поскольку личных качеств для победы ему не хватает. Общей политической идеологии у нас нет, поскольку мы слишком разные люди. Например, Ярослав Юдин некогда был членом СПС, а Евгений Урлашов - партии "Родина". Нас объединяют общие взгляды на ведение городского хозяйства.
- Как избирателю отличить реальное предложение кандидата от невыполнимого обещания?
- Ему нужно четко представлять, чем занимается муниципалитет. Это местная власть, крайне ограниченная в своих полномочиях. Она может обеспечить финансирование ремонта подъездов, крыш, фасадов, благоустройство дворов. Если же кандидат предлагает повысить пенсии и зарплаты, то есть именно то, что депутат муниципалитета сделать не в состоянии, то, вероятно, он кривит душой или плохо себе представляет, чем вообще будет заниматься в муниципалитете. Прислушиваться надо к тем, кто идет на выборы с программами решения городских хозяйственных проблем.
- Если у депутата муниципалитета немного полномочий, а народ на него как на любого депутата традиционно возлагает большую ответственность, зачем люди, которые еще вчера не были политиками, решают баллотироваться? Может быть, это первая ступень в карьере? Вот вы не рассматривали в свое время муниципалитет как начало политической карьеры?
- Рассматривал. Я намерен выстраивать свою политическую карьеру. Я для себя вижу перспективу в том, чтобы оставить бизнес и уйти в политику. Депутатов с такой позицией в муниципалитете немного. Для кого-то быть депутатом - просто способ самовыражения, кто-то пытается встроиться в местную власть, кто-то, имея активную жизненную позицию, хочет высказаться так, чтобы его услышали.
- По окончании выборов, даже если достигнут успешный результат, информационная активность политиков падает к нулю, бывает даже вплоть до начала следующих выборов. Вы не видите в этом ошибки?
- У каждого свой уровень ответственности за те слова, которые он говорит. Глядя на некоторых людей в муниципалитете, вообще не понятно, что они там делают. Ни личностно они из себя ничего не представляют, ни интереса к работе не проявляют. Но это срез общества, где есть активные и пассивные люди. Есть депутаты, которые за четыре года работы ни разу кнопку микрофона не включили. Можно возмущаться этим, но такие люди есть и в обществе, те, кто не пришел на выборы, не ознакомился ни с одной программой, не утруждал себя осознанным выбором, а сделал его случайно по красивой фотографии или наугад.
- Муниципалитет можно назвать хорошей административной школой?
- Можно назвать и политической. Здесь вырабатывается умение договариваться и идти на компромисс, даже когда ты понимаешь, что прав на 100%. Это не так просто. Были у меня ситуации, когда я доказывал 35 депутатам очевидные для меня вещи, а они не слышали меня. Можно обидеться на всех, а можно к себе претензии предъявить, за то, что не смог объяснить. Лучше второе, потому что тогда начинаешь работать над способом подачи своих выступлений, чтобы тебя услышали в том числе и те люди, которым выдали список, как проголосовать по тем или иным вопросам. Чтобы они задумались, приняли собственное решение или хотя бы не пришли на голосование.