Скоро станет известно, кто займёт депутатское место погибшего Бориса Немцова, представлявшего партию РПР-ПАРНАС, в Ярославской областной думе.
Разбудил парламент
Однако уже сейчас ясно, что новый парламентарий, скорее всего, не сможет быть столь же сильным политиком. А значит, система «сдержек и противовесов» во власти региона - даже столь скромная - уйдёт в небытие.
Такие мысли высказывал и коллега Немцова, его «сосед по парте» в облдуме Сергей Балабаев:
«Он буквально разбудил наш областной парламент. Каждое его появление в облдуме, в комитетах обещало профессиональное обсуждение вопросов. Не полусонное заслушивание докладов, а бурную дискуссию, подчас резкие, но конструктивные его выступления против оппонентов, правительства, губернатора. Борис Ефимович был самым ярким представителем оппозиции, заменить его невозможно».
В той же пессимистической тональности и мнение ярославского политолога Евгения Голубева:
«Появление «нового Немцова» в принципе невозможно. Нет больше других людей такого уровня. Всё теперь успокоится. Больше не будет никаких коррупционных скандалов, никаких законодательных инициатив, которые должны бы выдвигаться в пользу региона. В частности, дать больше денег и полномочий регионам, а не федеральному центру. Всё станет тихо, спокойно, предсказуемо. Как на кладбище. Всем будет хорошо. Кроме населения. Ну, так депутатство, оно ведь не для населения…»
О пользе оппозиции
Этот комментарий, впрочем, затрагивает ключевую тему - отстаивание интересов области. Не секрет, что функционерам партии власти всё чаще даётся в Москве совет «опираться на собственные силы»: отсюда, вероятно, и феерически-утопическая идея о достижении бездефицитного областного бюджета 2016 года, усердно продвигаемая губернатором Сергеем Ястребовым и жёстко раскритикованная даже сенатором Анатолием Лисицыным:
«Когда я слышу, что в 2016 году в регионе будет принят бездефицитный бюджет, мне хочется сказать прямо: это невозможно. На это потребуются годы. Нам надо отрегулировать межбюджетные отношения, чтобы регионы могли самостоятельно планировать свою деятельность, а власти чувствовали ответственность за то, что делается на их территории».
А без жёсткой и авторитетной (пусть даже за счёт былой принадлежности к высшей элите) оппозиции ярославская власть рискует остаться один на один с нарастающими экономическими проблемами, пробавляясь лишь «мероприятиями по экономии на содержание облдумы», о которых после похорон Бориса Немцова объявил спикер Михаил Боровицкий. Не будет «козырной карты» (будь то провал «Единой России» на выборах в Госдуму РФ в декабре 2011 года, победа «внесистемного» Евгения Урлашова на выборах мэра Ярославля в 2012 году или протесты общества после его же ареста в июле 2013 года), которая бы заставила федеральный центр «по-особому» отнестись к региону. Ведь показная «стабильность» имеет следствием потерю интереса к проблемам территории.
Сверхзадача для преемника
Лидер ярославского отделения РПР-ПАРНАС Василий Цепенда предсказуемо отметил, что «политика уровня Немцова в Ярославле не появится»:
«И наша задача, кто бы персонально ни заменил Бориса Ефимовича в региональном парламенте - продолжить реализацию его планов. Это не только его борьба с коррупцией и вариант антикризисной программы для Ярославской области, представленный на суд людей незадолго до трагической гибели, но и наработки по увеличению притока инвестиций в наш промышленный регион».
За досрочное лишение полномочий Бориса Немцова облдума проголосует 31 марта, и после этого в течение двух недель партия должна официально внести предложение по кандидатуре его преемника в качестве депутата Ярославской областной думы.