Осенняя сессия муниципалитета Ярославля проходит под знаком поиска денег. Дефицит бюджета растёт, и на очереди – уменьшение расходов на социальные льготы.
На заседание постоянной комиссии муниципалитета по социальной политике мэрия внесла пакет предложений по отмене ряда льгот. Градус обсуждения вначале был невысок, поскольку первым пунктом было упразднение компенсации в 60 рублей в месяц на транспортные расходы тем пенсионерам, которые не имеют льгот как малоимущие, ветераны или инвалиды. Эта дополнительная мера социальной поддержки была введена в 2006 году, когда все пенсионеры лишились права бесплатного проезда в городском транспорте.
«Эта ничтожная сумма, разумеется, не делает погоды. Но в городе таких пенсионеров около 11 тыс., и отмена выплаты даст годовую экономию в 8 млн. руб., - сообщила председатель постоянной комиссии муниципалитета по социальной политике Вера Никольская. - Такая льгота не предусмотрена ни федеральным, ни региональным законодательством. И органы местного самоуправления могут её выплачивать только при наличии финансовых возможностей, а сейчас ситуация, к сожалению, другая. А вот другие предложения по урезанию льгот требуют очень внимательного изучения».
В их числе - сокращение льготы на проезд в городском транспорте многодетным семьям. По мнению мэрии, из льготных проездных необходимо убрать поездки на трамвае, оставив только возможность ездить на автобусе и троллейбусе, а также ограничить возраст детей до 18 лет, как это и предусматривает Социальный кодекс Ярославской области. Ранее льгота действовала до достижения детьми 23 лет, если они обучались в образовательных учреждениях по очной форме, но это опять-таки было инициативой мэрии. И сейчас, выходит, пришла пора «отыграть назад».
Кроме того, сейчас матерям-одиночкам компенсируется из казны полную стоимость школьных обедов для детей. Мэрия предложила с 2015 года сократить эти расходы.
«Если мать-одиночка относится к категории малоимущих или многодетных, то для нее по-прежнему будет действовать 100-процентная льгота по оплате школьных обедов для детей. А для остальных мы предлагаем ввести 50-процентную оплату, то есть льгота сохраниться, но в меньшем объёме. Экономия для бюджета составит более 3 млн руб. в год, Отмечу, что в городе порядка 2,8 тыс. матерей-одиночек, но из них лишь 2,1 тыс. пользуются такой льготой», - разъяснила позицию социальной комиссии муниципалитета Вера Никольская.
Изменения могут коснуться и льгот по оплате услуг детских садов. Мэрия предлагает одиноким матерям доплачивать из горбюджета 30% за первого ребенка и 20% за второго. В итоге общая льгота, с учётом имеющихся компенсаций из регионального бюджета, составит 50% за первого ребенка и 70% за второго. Впрочем, депутаты считают необходимым сохранить полную льготу одиноким малоимущим матерям.
Окончательное решение по столь острой теме вынесет муниципалитет на ближайшем заседании. По оценке Веры Никольской, обсуждение обещает быть непростым, и потому очень важно выслушать мнения всех депутатов, а не только членов профильной комиссии.
Очевидно, что искать способы ощутимого пополнения бюджета нужно на иных направлениях. Достаточно сопоставить почти 6-миллиардный дефицит и скромные суммы экономии на льготах. Да ещё принять во внимание негативный общественный резонанс – неизбежный спутник таких «оптимизаций».
К более мощным источникам роста доходов мэрия и депутаты ещё только ищут подходы. Так, 18 сентября на заседании рабочей группы по вопросам деятельности МКУ «Агентство по аренде земельных участков» выяснилось, что 36% городской земли являются резервом, то есть могут быть выставлены на продажу или сданы в аренду. Этому препятствует лишь отсутствие необходимой документации. А ведь земельный налог и арендные платежи за землю издавна являются одними из основных источников пополнения доходов бюджета.