Чайник на авоське
- Елена, когда вы начали заниматься хенд-мейдом?
- Ещё в школьные годы смотрела телевизионную программу, в которой учили, как самим переделать старые вещи в новые и модные. Что-то кроила, резала, перешивала. Помню, там советовали расшить сумку с бомбошками. Весь день мы с мамой делали бело-оранжевые бомбошки и нашивали их на сумку. Но когда я в первый раз поехала с ноу-хау в троллейбусе, бабушки посмотрели на меня так косо, а компания парней откровенно рассмеялась. Меня это не остановило. Как-то раз мне захотелось написать на джинсах что-нибудь японское. Специально купила русско-японский разговорник. На одной ноге нарисовала огромные иероглифы, означающие «Я - студент», на другой - даже не помню что. Эти джинсы всем понравились, подруги находили их сделанными со вкусом, что было приятно.
- А когда начали получаться более серьёзные вещи?
- В университете. Сначала рисовала на майках, уже профессиональными красками для ткани. Потом стала замечать, что многие ходят с такими простыми авоськами на двух лямках, но с очень скучными рисунками или рекламой. Подумала, почему бы не делать такие самой. Помню, первая серия рисунков у меня была связана с советским бытом: различные чайники, утюги, телефоны. Первые модные сумки шила мама, а я только рисовала. Надо сказать ей спасибо за огромное терпение, за то, что научила меня всему. На первый взгляд это очень просто, но на самом деле существует много хитростей, чтобы вещь была удобной, прочной и выглядела хорошо. Рисовала я всегда неплохо, но никогда этому не училась. Поэтому пришлось пойти в художественную студию для взрослых. Занималась там несколько лет.
Ошибка теста
- Что помешало сразу пойти учиться на дизайнера? Ведь это не основная ваша профессия.
- По специальности я журналист, работаю в печатном молодёжном издании и в Интернет-журнале. В десятом классе я пошла на курсы профориентации и сказала, что хочу быть дизайнером или журналистом. Две недели проходила различные тесты, в итоге мне сказали, что журналист из меня получится, а вот дизайнер вряд ли. Я, конечно, немного расстроилась. Но к тому времени уже писала в газету для старшеклассников, вела свою рубрику, поэтому на журналистику пошла с удовольствием.
- Как же вы всё-таки приобрели имя в хенд-мейд среде?
- Когда у меня были сделаны первые четыре сумки и майки, я начала думать: что же дальше? В Интернете в это время было уже много различных сайтов, которые советовали, как заработать на хенд-мейде. Писали там полную чушь, но зато давали ссылки на сайты различных хенд-мейд объединений. На один из них я написала письмо, рассказала о себе, выслала фото своих работ. Через несколько недель мне позвонили и сказали, что на одно из моих изделий появился заказ. Так всё и началось. Потом стали поступать предложения от других сообществ и магазинов, они стали размещать мои вещи. Много денег это не приносит, но зато тебя уже знают. Я не могу назвать себя слишком известным дизайнером: в Ярославле и Москве - да, а вот в Питере, к сожалению, не очень. Вообще это очень открытая среда. Многие дизайнеры общаются друг с другом через Интернет, создают объединения, делятся идеями, заказывают оптом ткани, однотонные майки.
Подводные камни
- Неужели всё так просто - заявил о себе в сети и жди заказов?
- Есть, конечно, свои подводные камни и сложности. Во многом они связаны с авторством. Есть люди, которые не стесняются выдавать чужие идеи за свои. Когда я столкнулась с этим и попыталась доказать, что это я придумала, мне в открытую сказали, что я сижу в Ярославле и шью по две сумки в месяц, а у них всё поставлено на поток и продаётся по всей России, поэтому я им даже не конкурент. Однажды я зашла в один из ярославских торговых центров и увидела майку с моим рисунком - один в один. Менеджер сказала, что это завоз из Турции, был весь размерный ряд и их быстро разобрали. А ещё как-то знакомая меня поздравила с выигрышем в конкурсе на эскиз сумок в одном популярном глянцевом журнале. Я удивилась. А в журнале действительно среди эскизов-победителей было изображение моей сумки… другого автора. На мои письма и звонки редакция не ответила. Вообще это очень сложно – доказать свои авторские права.
- А вы не думали их как-то оформить?
- Вообще законодательство по авторскому праву имеет много дыр, и юристы в открытую об этом говорят. Можно зарегистрировать свою марку, это долго и дорого. Но дело даже не в этом. При изменении любой закорючки в названии кто-то сможет спокойно продавать твои вещи, и это не будет противозаконным. Правда, своё зарегистрированное имя - это уже более высокий статус: не просто хенд-мейкер, полупрофессионал, а дизайнер. Конечно, я в итоге к этому приду.