Примерное время чтения: 6 минут
468

Выгодно быть троечником. Чему научила ярославцев хрущёвская реформа образования

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. Аргументы и Факты - Ярославль 25/04/2012
Фото: Государственный архив Ярославской области

Всех – к станку

В сентябре 1958 года газеты опубликовали записку Хрущёва в Президиум ЦК КПСС о необходимости образовательной реформы. В ноябре для всенародного обсуждения в печати появились так называемые тезисы ЦК и Совмина СССР «Об укреплении связи школы с жизнью». Через месяц объявили, что в обсуждении поучаствовало 70 миллионов человек, причём все они тезисы единодушно одобрили и поддержали. А в самом конце декабря  Верховный Совет принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования».

В законе записали, что наша общеобразовательная, средняя специальная и высшая школы имеют серьёзные недостатки, главным из которых назывался отрыв обучения от жизни и слабая подготовленность выпускников к практической деятельности. За этими туманными выражениями спрятали главную причину реформаторского набега – нехватку рабочих рук на заводах, стройках и в колхозах.

Теперь взамен семилетней школы вводилась обязательная восьмилетка, по окончании которой большинству юношей и девушек предписывалось работать в народном хозяйстве. Полное среднее образование эти молодые люди могли получить в течение трёх лет в вечерних и даже заочных школах рабочей и сельской молодёжи без отрыва от производства. Десятилетняя средняя общеобразовательная школа заменялась одиннадцатилеткой с одновременным производственным обучением и работой старшеклассников два раза в неделю на близлежащем предприятии или в колхозе. Для поступления в вуз теперь требовался обязательный двухлетний рабочий стаж. 

Массовое отупение

В июне 1963 года Ярославский обком КПСС направил в ЦК справку о результатах школьной реформы в области. Результаты не вдохновляли. Из окончивших восьмилетку в девятые классы дневных школ поступали 60-65 процентов. Из них ещё 20 процентов оставались в школе лишь до получения паспорта, а затем устраивались на работу и переходили учиться в вечерние школы. Это давало им возможность на год раньше получить аттестат о среднем образовании, да ещё и заработать производственный стаж, необходимый для поступления в вуз. В 1963 году количество выпускников вечерних школ в два с лишним раза превысило число окончивших дневную одиннадцатилетку. В аттестатах, выданных вечерними школами, преобладали тройки.

Качество знаний учащихся старших классов средней общеобразовательной школы снизилось по всем основным предметам.  Число медалистов и успевающих на «4» и «5» сократилось в десятки раз. Если раньше каждая школа Ярославля  ежегодно  выпускала десять и более медалистов,  то с началом реформы их общее количество  составляло каждый год всего 20-30 человек. В доказательство приводилась средняя школа  № 32, которая в 1954 году выпустила с медалями  17 человек,  а начиная с 1959 года выпускала только по одному медалисту. Медаль и хороший аттестат теперь не играли никакой роли при поступлении в институт, и старшеклассники сделали соответствующие выводы.

Знания большинства выпускников оказались ниже требований программы вступительных экзаменов в вузы. Авторы обкомовской записки приводили удручающие цифры: в 1962 году отличную оценку на  письменном экзамене по математике в Ярославском технологическом институте (ныне технический университет) получили 1,5 процента абитуриентов,  зато на тройку сдали экзамен 45 процентов, да ещё столько же получили «неуды». И с русским языком  дело обстояло худо: на «отлично» вступительный экзамен сдали смехотворные 0,34 процента, а на  тройки-двойки – трое из четырёх абитуриентов.

Составители справки хорошо разглядели причины снижения качества образования. Возможность поступить в вуз с посредственными оценками при наличии производственного стажа избавила старшеклассников, к их великой радости, от необходимости тратить золотое времечко на зубрёжку. Пребывание два дня в неделю на фабрике, заводе или ещё где молодые люди очень скоро стали рассматривать как приятный и полезный отдых от нудных школьных занятий. Нарушался весь учебный процесс, ребята переставали готовить домашние задания и с трудом вспоминали, что они там «проходили» на прошлом уроке.

Хлынувшая на предприятия масса недорослей, для которых производство было только ступенькой в вуз, стала головной болью для хозяйственных руководителей: чем их занять, кто и когда их будет учить, как их уберечь от несчастных случаев. Проще было в сельских школах. Там старшеклассников под руководством учителей отправили возделывать столь ценимую Хрущёвым кукурузу, в чём они достигли немалых успехов.

Очень немногие выпускники шли работать по полученной за время учёбы рабочей специальности. В ярославской школе № 43 такой выбор ежегодно делал лишь один человек. Большинство, увидев воочию тяжёлые условия труда, хаос и дезорганизацию, пьянство и воровство, готовы были на всё, лишь бы не попасть в «работяги».

Наконец опомнились

На пятом году реформы стало ясно, что она никому не нравится и, по сути, провалилась.

В августе 1964 года одиннадцатилетнюю школу снова заменили десятилеткой. В результате сильно не повезло выпускникам 1966 года: на этот год пришёлся сдвоенный выпуск учащихся из десятых и одиннадцатых классов, и поступить в вуз  многим из них не удалось. Объявили о повышении в 1964-1965 годах зарплаты учителям сразу на 25 процентов, поскольку вдруг выяснили, что учитель стал получать меньше неквалифицированного рабочего. После отставки Хрущёва отменили обязательный стаж для поступления в институт, восстановили льготы для медалистов и конкурс аттестатов. Работу школы опять стали оценивать по количеству выпускников, успешно сдавших экзамены в вуз.

Обрушившиеся на школу инновации и преобразования последнего времени почему-то приносят ей одни убытки. Как-то незаметно она из мелкого застойного болота попала в глубокую трясину. По качеству образования Россия занимает непочётное место в конце третьего десятка. Никто уже не удивляется, когда треть российских обывателей полагает, что Солнце вращается вокруг Земли, а первые люди жили по соседству с динозаврами.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах