Большинство аварий происходят из-за того, что дороги скользкие, страдают от этого и пешеходы. Городские власти попытались проанализировать создавшуюся серьёзную ситуацию на пресс-конференции, состоявшейся 14 февраля.
- Отзывы со стороны автомобилистов резко негативные. Многие не понимают, зачем используют реагенты, которые не эффективны. Вспомните снегопад в конце января, парализовавший город, когда автобусы, маршрутки и машины не могли въехать на Октябрьский мост из-за ледяной корки. А сейчас везде гололёд, - сказал представитель автообщественности Максим Малкин.
Власти согласны с тем, что проблема есть, но, по их мнению, она не такая существенная.
- Нынешний подрядчик работает в разы лучше своего предшественника. Вспомните, как в декабре нас засыпало снегом. Тогда уборочная техника вышла на улицы только после того, как руководство ДГХ приехало на базу подрядчика. Сейчас такого нет, - сообщил директор «Агентства по муниципальному заказу ЖКХ Ярославля» Максим Пойкалайнен.
Чиновники признают, что недоработки у нового подрядчика тоже есть. До сих пор головной болью для коммунальщиков и мэрии остаются два района Ярославля – Кировский и Ленинский. Здесь не только до сих пор не привели в порядок улично-дорожную сеть, несмотря на то, что зима на исходе, но и не справляются с оледенением тротуаров. Есть нарекания и по уборке улиц второй и третьей категории во Фрунзенском районе. Причины банальны.
- Не хватает техники и работников, которые бы посыпали тротуары пескосоляной смесью и откалывали лёд - никто не хочет вкалывать за 10 тысяч рублей в месяц. Нет руководителей среднего звена, которые бы отвечали за контроль качества проделанной работы. Уборке дорог мешают и автомобили, припаркованные в неположенном месте, в том числе и по обочинам трасс, - отметил Максим Пойкалайнен.
За недобросовестную работу подрядчика уже наказали рублём. Только по Ленинскому району сумма штрафа доходила до снятия 30% от сумм контрактов. Если говорить о системе санкций, то за неубранные тротуары штрафуют на 10% от суммы заказа, недоуборку улиц второй-третьей категории - до 5%. В общей сложности в январе подрядчик из-за халатности подчинённых и субподрядчиков лишился суммы в 3 миллиона рублей из 35 млн., которые должен был заработать.
Отдельная головная боль – те дороги, которые в 2012 году ремонтировали, но из-за некачественной работы так и не были приняты мэрией города. Таких в городе семь. За их уборку и вовсе никто не отвечает.
Если ситуация с уборкой улиц кардинально не изменится, то летом мы лишимся асфальтового покрытия на большинстве дорог областного центра, считают общественные деятели и автомобилисты.
- Неубранные дороги в конечном итоге приведут к ухудшению качества дорог. Смотрите, сколько снега лежит на обочинах. Когда начнётся оттепель и всё это будет таять, вода с солью проникнет в асфальтовое покрытие, а при последующем замерзании начнёт его разрывать изнутри, - считают в региональном представительстве Федерации автолюбителей России.
Власти с позицией общественности не согласны. В мэрии ссылаются на существующие ГОСТы, согласно которым снег вывозить с улиц не обязательно - можно оставлять его в снежных валах вдоль трасс. Основное требование - обеспечить проезд общественного транспорта. Качественному асфальту постоянные перепады температур, мол, не повредят. Вот только представители общественности, участвовавшие в работе временной комиссии по контролю качества ремонтных работ летом 2012-го, уверены, что большинство отремонтированных дорог весной всё-таки развалятся. Хорошо, конечно, что дороги и тротуары весной сами собой расчистятся, жаль только, что вместе со снегом и наледью с улиц исчезнет и асфальт.
Мнение власти
Глеб Масленцев, первый заместитель директора областного департамента дорожного хозяйства:
- Сегодня из 16 дорожных организаций, отвечающих за уборку и содержание дорог, только 7 – государственные, а остальные - частные.
Не все компании ответственно подходят к участию в аукционах. В итоге, участвуя в торгах, они не рассчитывают свои силы с точки зрения экономической, материальной и технической базы, не задумываются, что их ждёт после заключения государственного контракта. Как результат – в январе мы получили транспортный коллапс. Только по истечении полутора месяцев ситуацию удалось стабилизировать.
Бороться с этим явлением можно, только наказывая рублём. Что и делает Ярославль. В области мы, например, не заплатили недобросовестным подрядчикам 12 миллионов рублей.
Мнение автолюбителя
Николай Сёмин, водитель с 10-летним стажем:
- Чистые в Ярославле только центральные улицы. А вот зайди в любой двор, на любую улочку, где не ходит общественный транспорт, – завалы из снега. Из-за этого мы портим машины, которые скребут дном о ледяные глыбы, на скользких дорогах калечатся люди. Ощущение, что власти думают: «Зачем чистить дороги, если этого всё равно никто, кроме пары сотен местных жителей, не увидит, тем более что весной само всё растает». А что, мы не люди? И не достойны ходить и ездить по нормально убранным дорогам?
Я не понимаю, почему у нас власть не в состоянии организовать работу компаний, занимающихся уборкой города так, чтобы привести в порядок все дороги, а не выборочно.
Пока же у нас, как в знаменитой поговорке: «В России две беды… И первая постоянно занимается второй». На мой взгляд, обе эти беды непобедимы.
Создают видимость работы
Когда частный бизнес начнёт нести ответственность за свою работу?
Сергей Терёхин, член Общественной палаты Ярославской области, представитель регионального отделения Федерации автолюбителей России
- Мы с вами видим, что и город Ярославль, и Ярославская область утопают в снегу. Причина - в последние годы наше общество было озабочено только тем, как заработать и как передать полномочия ведения хозяйственной деятельности от органов власти в руки частных контор. Я не против частного бизнеса, но я за ответственный частный бизнес.
Сейчас мы видим, что итогом этой погони стала потеря качества. И это можно легко обнаружить во всех отраслях и сферах нашей жизни. Вот, например, жилищно-коммунальное хозяйство. За последние годы большинство управляющих компаний перешли в частные руки. При этом качество работ нам обеспечить никто не может. И это несмотря на то, что все мы добросовестно выполняем свои обязательства и оплачиваем коммунальные счета в полной мере, не спорим с увеличением тарифов.
К моему глубокому сожалению, частный бизнес не готов к такой работе и в первую очередь нести бремя ответственности за ту работу, которую они на себя взяли. Выходя на аукцион, предприятия реально не оценивают свои возможности, не анализируют - готовы ли за предложенные деньги выполнить всю работу качественно, в срок и получить прибыль. У нас нет культуры в этих отношениях. Пока же все пытаются создать видимость качества и видимость выполненных работ.
Нужно воспитывать подрядчиков законными методами. Здесь я одобряю городские власти, которые отказываются оплачивать работы, которые были сделаны не до конца и с нарушениями.