Примерное время чтения: 4 минуты
374

Трамвайный ренессанс. В Ярославле обещают обновить пути

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. Аргументы и факты - Ярославль 15/02/2023
В 2004–2009 годах резко сократился парк подвижного состава, были ликвидированы несколько линий и депо.
В 2004–2009 годах резко сократился парк подвижного состава, были ликвидированы несколько линий и депо. АиФ

Реконструкция трамвайных путей начнётся в этом году в Ярославле. Работы в первую очередь развернутся в Дзержинском районе. Также в планах – выход на линии 47 новых низкопольных трамваев.

На кону – 19,7 млрд рублей

Первый этап модернизации трамвайного хозяйства в Ярославле запланирован на нынешний год. Начнётся он с реконструкции путей на улице Блюхера. Затем, уже в 2024 году, будут модернизированы пути на ещё четырёх улицах Дзержинского района: Урицкого, Бабича, Труфанова и Волгоградской.

Такое движение вперёд в перегруженной проблемами отрасли предусмотрено концессионным соглашением между правительством Ярославской области и ООО «Мовиста Регионы Ярославль». Оно было подписано 27 декабря 2022 года сроком на 20 лет и предусматривает комплексное развитие трамвайного сообщения в Ярославле: обновление и инфраструктуры, и подвижного состава. Завершить все проекты общей стоимостью в 19,7 млрд руб. планируется к середине 2025 года. Финансирование проекта осуществляется с участием государственной корпорации развития ВЭБ.РФ.

Концессия предполагает, что компания вкладывает свои деньги, использует имущество, забирает прибыль или её часть и получает регулярные выплаты от властей в счёт погашения своих вложений, а по истечении срока соглашения отдаёт имущество прежнему владельцу.

«Сейчас мы делаем проектно-сметную документацию. После этого первым этапом предусмотрена реконструкция путей по улице Блюхера в этом году», – сообщил на заседании постоянной комиссии по экономике и развитию города муниципалитета Ярославля замдиректора компании «Мовиста Регионы Ярославль» Андрей Фёдоров.
Кстати, это не первый проект компании: она уже взялась модернизировать городской транспорт в Липецке, Перми, Курске.

Продлить? Пока сохранить!

Важно отметить, что полного перекрытия трамвайного движения во время работ на путях не планируется. При необходимости будут использоваться варианты реверсивного движения по однопутному направлению.

Представитель компании пояснил, что в рамках концессии с 2023 по 2025 год предусмотрена модернизация 45,3 километра трамвайных путей, восьми тяговых подстанций, двух путепроводов и трамвайного депо. Концессионер должен будет приобрести 47 односекционных низкопольных трамваев, комфортных в том числе для маломобильных групп населения, но это будет в 2024 году.

К сожалению, изначальный замысел – не только привести в порядок нынешние рельсы, но и, одновременно с этим, строить новые ветки или продлять действующие – пока не удаётся осуществить.

«Весной прошлого года произошёл резкий скачок цен, примерно на 30%. Чтобы уложиться в финансирование, было принято решение на первом этапе сохранить и модернизировать существующую сеть. При выделении дополнительных средств мы можем вернуться к вопросу о развитии трамвайной сети. Но это будет уже отдельное соглашение», – пояснила на заседании директор департамента транспорта Ярославской области Татьяна Черемных.

Вспомним «чёрные времена»

Даже в нынешнем усечённом виде попытка возродить наш многострадальный трамвай заслуживает всяческой поддержки.

В самом деле, девяностые годы прошлого века для городского трамвайного хозяйства Ярославля – одного из старейших в России, начавшего работу ещё в 1900 году – оказались мрачными. С 1994 года новые вагоны не закупались из-за их чрезмерной дороговизны, прекратилась и отправка вагонов на капремонт в Воронеж. Из-за нехватки деталей наиболее изношенные вагоны разбирались на запчасти. Состояние путей также приходило в упадок. Тем не менее, пассажиропоток оставался высоким, в час «пик» даже системы из двух вагонов ходили переполненными.

В 2004–2009 годах, как хорошо помнят ярославцы, резко сократился парк подвижного состава, были ликвидированы несколько линий и депо. В 2004 году был закрыт маршрут № 4: линия по ул. Большой Фёдоровской от проспекта Толбухина до Московского проспекта и разворотное кольцо были ликвидированы. Занятно, что рельсы продолжали лежать ещё около двух лет.

В 2005 году закрыли депо № 3 – исторический трамвайный парк, существовавший 105 лет и обслуживавший всю центральную часть города. В сентябре 2006 года было закрыто движение по маршруту № 2, а летом 2009 года – сняты пути на ул. Большой Октябрьской (последний уцелевший исторический участок движения) и на ул. Победы от бывшего депо № 3 до ул. Большой Октябрьской, ликвидированы конечные в Мукомольном переулке и у Ярославля-Главного.

Пессимисты, наблюдая свёртывание маршрутов, вспоминали судьбу трамвайного хозяйства в городе Иваново, лихо ликвидированного в период с 2006 по 2008 годы.

Однако так далеко «секвестр», к счастью, не зашёл, хотя к 2021 году протяжённость линий составляла 42 километра – на 25 километров меньше, чем было до «черных времён».

Ныне на линии выходит 44 вагона в будние дни и 40 – в выходные, а всего в парке 67 линейных вагонов. Трамвай по-прежнему воспринимается ярославцами как удобный транспорт, что подтверждает и рост пассажиропотока.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах